Сергей Лавров: Без реформы ОБСЕ утратит свою востребованность

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе живет не по законам, а по понятиям. Парадокс заключается в том, что эти понятия большинство участников этого европейского форума возвели в ранг законов.

"Защитите наши права" крупными буквами, по-английски было написано на плакатах, которыми встречали автобусы с делегациями перед началом совета министров иностранных дел ОБСЕ в Вильнюсе пикеты представителей национальных меньшинств - русскоязычных жителей Литвы. Но через полчаса, когда корреспондент "РГ" вышел поговорить с демонстрантами, никого возле Экспоцентра, где проходила международная встреча, не оказалось. Там, где стояли протестующие, был припаркован полицейский автомобиль.

Министр иностранных дел России, возможно, стал единственным, кто нарушил усыпляющий, подчеркнуто хвалебный тон выступлений, свойственный встрече ОБСЕ. Иногда казалось, что для "первых дипломатов" Европы нет ничего более важного, чем продемонстрировать свою огромную любовь к организации, которая, по их словам, отличается и эффективностью, и широтой взглядов, и просто каким-то неумеренным, позитивным глобализмом.

Практически в каждой речи перечислялись многочисленные направления, на которых работает ОБСЕ, и буквально воспевалась их перспективность для Европы.  Какую реальную пользу приносят такие  "оды", призванные продемонстрировать единство организации, но вызывающие зевоту в зале, можно только предполагать. Отметиться речью стремился едва ли не каждый участник конференции - в списке ораторов значилось 67 человек.

Однако кто на самом деле хозяйничает в ОБСЕ, было понятно сразу - первой выступающей, после литовских хозяев встречи, была госсекретарь США Хилари Клинтон. С собранными в жидкий хвостик на затылке волосами, глава американского дипломатического ведомства прошлась по всей повестке дня - от ДОВСЕ и Грузии до Египта и прав человека. Как и ожидалось, в деятельности Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе Клинтон все устраивало. В отличие от российского министра.

"Налицо применение двойных стандартов в подходах к кризисным ситуациям, попытки под лозунгом "ответственности по защите" вмешиваться во внутригосударственные конфликты" в поддержку одной из сторон, в том числе с использованием силы", - в этот момент было особенно заметно, как участники конференции напряженно вслушиваются в резкие, отточенные формулировки главы российского МИДа. По мнению Лаврова, отход от принципа верховенства права "разрушает фундамент, на котором зиждется вся система международных отношений". Он призвал коллег к выработке нового юридически обязывающего соглашения о контроле над обычными вооружениями в Европе, формированию в Евро-Атлантике и Евразии единого пространства безопасности без разделительных линий. Говорил Лавров о том, что "сложившаяся "механика" ОБСЕ дает сбои, а путь экстенсивного наращивания массива обязательств себя исчерпал".

В дальнейшем стало ясно: главу МИДа России не захотели услышать. Жесткая, нелицеприятная для ОБСЕ  позиция Москвы звучала явным диссонансам к последующим речам на форуме. Большинство его участников в силу скромного статуса своих стран в мировой иерархии и ложного понимания принципов европейской солидарности отказались выносить сор из избы. Хотя генеральная уборка давно назрела.

Россию не устраивает, что ОБСЕ превратилась в инструмент штамповки все новых и новых обязательств для своих членов, в то время, как ее стратегические цели, неудобные Европе, намеренно "забываются".

К конференции в Вильнюсе организаторы конференции подготовили около 40 документов. "Многие из них, - объяснил официальный представитель МИДа Александр Лукашевич, - могли быть заранее отрегулированы на более низком, чем министерский, уровне". Эти непроработанные, вынесенные на голосование без предварительных дискуссий, бумаги отчасти становятся причиной того, что более сложные, требующие длительной проработки задачи, оказываются, по сути, в мусорной корзине ОБСЕ.

В своем выступлении Лавров остановился на одной из таких стратегических целей,  отвечающих основополагающим принципам организации - свободе передвижения. Но формирование единых принципов по либерализации визовых режимов, тем более, разработка устава и положений о правах и обязанностях руководящих органов ОБСЕ, интересовали участников конференции куда меньше, чем, скажем, "вопросы плюрализма в электронных СМИ". Так звучал один из ключевых вопросов, вынесенных на голосование в Вильнюсе. И вновь без предварительного обсуждения, анализа уже существующего опыта различных стран.

В ОБСЕ живут по понятиям, когда стратегические вопросы намеренно попадают в лучшем случае на задворки повестки дня. Такой подход заставляет Россию продвигать план реформы ОБСЕ. Многие в организации выступают "за", но только смысл в реформу Россия и ее западные партнеры вкладывают разный.

Как сообщил источник "РГ" к вильнюсской конференции, Москва подготовила несколько политически-нейтральных инициатив. Они касаются стратегии по борьбе с наркотиками и прекурсорами, совместного реагирования на техногенные катастрофы, угрозам в киберпространстве. Существуют неплохие шансы, что документы будут приняты. Они носят организационно-технический характер и не вызывают подозрений в наличии скрытого политического подтекста.

Россия продолжает надеяться, что даже удовлетворенная своей деятельностью, не спешащая реформироваться ОБСЕ, может измениться. И станет в будущем площадкой, которая объединит усилия и поможет наладить координацию Евросоюза, НАТО и других влиятельных организаций в вопросах безопасности, решении гуманитарных и  экономических проблем. Но для этого ОБСЕ предстоит изменить самооценку, преобразовав себя в по-настоящему стратегическую площадку для общеевропейского пространства от Ванкувера до Владивостока.