Президент РФ Дмитрий Медведев подписал федеральный закон, вносящий изменения в законодательство об особых экономических зонах. В законе оптимизируется система управления ОЭЗ, уточняются полномочия органов управления зонами, порядок их создания и правовое положение резидентов. О том, как особые экономические зоны стали одной из основных площадок для развития ГЧП в России, "РБГ" рассказал генеральный директор ОАО "ОЭЗ" Олег Костин.
- Олег Анатольевич, с момента создания ОЭЗ в России прошло 6 лет. Каковы основные проблемы развития ОЭЗ в сфере государственно-частного партнерства?
- Как показал наш опыт, главные проблемы ОЭЗ были связаны с тем, что зоны законодательно были жестко разделены по типам деятельности. Мировая практика показывает, что таких разграничений быть не должно. С одной стороны, регламентация деятельности нужна, чтобы в зонах работали действительно передовые инновационные компании, чья продукция и услуги конкурентоспособны. С другой стороны, регламентация привела к жесткому разделению, скажем, между промышленным производством и исследованиями и разработкой, что не всегда целесообразно. Часто бывает, что рядом с промышленными линиями создаются R&D центры, которые и помогают внедрять разработки на производствах.
Минэкономразвития при нашем участии проводит большую работу по совершенствованию законодательной базы. Последними поправками в законодательство многие ограничения сняли. Теперь в промышленных зонах разрешено вести исследования и разработки.
Большие трудности у нас были с портовыми зонами, так как законодательно было прописано, какими видами деятельности резидентам разрешено заниматься в таких ОЭЗ. Ограничение по видам деятельности существенно снижало инвестиционную привлекательность портовых зон. При этом логистика и производственная деятельность зависят друг от друга и часто одно дополняет другое. Территориальная близость производства к порту позволяет снизить логистические издержки. Мы видим, что ряд потенциальных инвесторов хотят развивать производство в портовых зонах. Сейчас это законодательное ограничение тоже снято. Экспертный совет при минэкономразвития уполномочен давать разрешение на производственную деятельность резидентам портовых ОЭЗ.
- Помимо проблем законодательного характера что мешает полноценному развитию ГЧП в рамках ОЭЗ?
- Принцип государственно-частного партнерства в ОЭЗ заключается в том, что государство берет на себя создание базовой инженерной инфраструктуры, без которой невозможно развитие частных инвестиционных проектов. Нужны коммуникации, дороги, электросети и многое другое. Помимо этого государство создает благоприятные условия для развития бизнеса - таможенные и налоговые льготы. Эти условия позволяют нам привлекать инвесторов, обладающих передовыми технологиями производства и управления. Чья продукция или услуги ориентированы на экспорт или замещение импорта. Вклад частного бизнеса - новые предприятия, продукция и технологии, новые рабочие места, что способствует экономическому росту и развитию регионов.
При этом развитие ОЭЗ нами велось с нуля. Российские ОЭЗ - это классический пример Greenfield-проекта. Чтобы инвестор зашел, нужно было проделать огромную подготовительную работу: сделать проекты планировки, провести изыскательные работы, составить проектную документацию, пройти с ней госэкспертизу, наконец, построить объекты. Причем только последовательно. Нельзя строить без проекта, а проектные работы, если к ним подходить добросовестно, требуют времени. Создание ОЭЗ с нуля, в чистом поле, поначалу накладывало ограничения. Желающих развивать бизнес в ОЭЗ было больше, чем мы были способны принять.
- Основные работы по созданию инженерной инфраструктуры ОЭЗ планировалось завершить до 2015 года. Удастся ли выдержать эти сроки или они будут пересмотрены?
- В промышленных ОЭЗ уже сейчас созданы все условия для строительства и производства. Инфраструктура технико-внедренческих зон в высокой степени готовности и позволяет инвесторам разворачивать свои проекты. Около 60 резидентов ТВЗ сейчас строятся или ведут предпроектные и проектные работы. В 2011 году мы заключили контракты на строительство 143 объектов. В будущем году мы планируем подписать контракты на дальнейшее строительство инфраструктуры на сумму более 33 млрд рублей. Подчеркиваю, эти контракты преимущественно направлены на развитие уже созданной нами инженерной базы.
Но главное в нашем проекте - этапность и последовательность. Ведь помимо расходов на строительство есть затраты на эксплуатацию уже построенных объектов. Они окупаются, если инфраструктура используется инвесторами, которые в свою очередь также должны спроектировать и построить свои здания. Поэтому инфраструктура возводится не на всей площадке сразу, а разбита на несколько этапов строительства. По мере наполнения площадки инвесторами растут требования по мощности - нужно больше участков, электричества, воды, дорог и мы переходим к освоению следующего участка ОЭЗ. Это синхронный процесс ГЧП: насколько активно будут резиденты реализовывать свои проекты, настолько активно они будут обеспечены инфраструктурой. Наша задача сделать соотношение инфраструктуры и проектов резидентов оптимальным, поэтому в изначальные планы могут быть внесены корректировки в зависимости от наполнения площадок инвесторами.
- До сих пор многие земли в рамках соглашений о создании ОЭЗ не переданы минэкономразвития и соответственно вам. Какие объективные причины есть у регионов так тормозить процесс?
- Суть в том, что некоторыми соглашениями устанавливались минимальные сроки передачи земли, не учитывая, что могут возникнуть замечания по передаваемым объектам. На их устранение и требуется время. Ускорить, к примеру, постановку земельного участка на кадастровый учет после устранения формальных замечаний или регистрацию права собственности на объекты недвижимости сложно, т.к. законодательно прописаны временные рамки этих процедур. Поэтому определенные трудности с решением земельных вопросов были, но сейчас работа наладилась, все необходимые уроки извлечены. Все обязательства, связанные с передачей участков, будут выполнены. Подчеркну, что речь идет только о вновь созданных ОЭЗ или новых участках. По действующим площадкам проблем никаких нет.
- Как обстоят дела с освоением уже переданных в ваше управление территорий? Еще летом общая площадь неиспользованных земельных участков в ОЭЗ составляла 7,5 тыс. га (более 65% общей площади). В чем причина?
- Есть определенная этапность в развитии проекта. Неиспользованные земли - это земли второго и третьего этапа застройки, к освоению которых мы приступим после заполнения инвесторами первого.
Если говорить о технико-внедренческих зонах, то тут обратная ситуация. Спрос на них среди частного бизнеса настолько высок, что некоторые ОЭЗ уже исчерпали свои земельные ресурсы. К примеру, в отношении ОЭЗ "Санкт-Петербург" и "Зеленоград" сейчас решается вопрос об увеличении их площади.
Состояние "неиспользованности" земли в туристических ОЭЗ тоже весьма условно. Они значительно крупнее других зон и на их долю приходится как раз большая часть неиспользованных площадей. Иными словами, это леса, горы, реки и озера, включая, кстати, национальные парки и водоемы с особым статусом - Байкал, например. Для сравнения - площадь технико-внедренческой ОЭЗ "Дубна" составляет 187 га, а туристической зоны в Бурятии - свыше 3,5 тыс. га. У нас нет задачи оборудовать 3,5 тыс. га живописных земель инфраструктурными объектами - тогда никакого туризма не получится. Мы должны построить ровно то и ровно столько, чтобы сделать посещение туристических объектов максимально комфортным для туристов и безвредным для природы. Чем мы, собственно, сейчас и занимаемся.
- Существует ли оценка эффективности функционирования ОЭЗ?
- Существуют критерии минэкономразвития, которые связаны с соотношением государственных и частных инвестиций, с количеством созданных рабочих мест, с налоговыми поступлениями в бюджеты различных уровней. Для нас основной критерий - количественный и качественный состав резидентов. Именно от него в конечном счете зависят остальные параметры эффективности. Сейчас у нас работают более 270 компаний с капиталом из 20 стран с заявленным объемом частных инвестиций более 300 млрд рублей. Объем налоговых отчислений в бюджеты всех уровней превысил 4 млрд рублей, а объем произведенной в ОЭЗ продукции в денежном выражении превышает 50 млрд рублей. Эти сухие цифры наглядно иллюстрируют динамику развития проекта. Инвесторы увидели, что ОЭЗ работают, и потянулись сюда. Государство выполняет свои обязательства по строительству инфраструктуры, и для частного бизнеса это очень важный, позитивный сигнал. Готовая, а не строящаяся инфраструктура в разы снижает проектные риски резидентов и показывает, что государственно-частное партнерство в ОЭЗ реально работает.