Одной из наиболее острых проблем государственно-частного партнерства в России является отсутствие системного правового регулирования. Наличие к настоящему моменту уже 46 региональных законов, как показывает практика, не решает этой проблемы нисколько. С каждым новым годом усиливаются голоса специалистов в пользу коренного изменения подхода к законодательству в этой сфере. Сегодня сложилась ситуация, когда в федеральном законодательстве отсутствуют не только какие-либо основы ГЧП, но даже само понятие, при этом на региональном уровне нарастает количество законов. Довольно распространенное мнение о том, что регионы свободны в своем правотворчестве, если не нарушают федеральное законодательство, при ближайшем рассмотрении оказывается весьма сомнительным. В силу Конституции РФ правовые основы единого рынка и гражданское законодательство находятся в исключительном ведении Российской Федерации. Следовательно, регионы не вправе в этих областях осуществлять какое-либо нормотворчество. Учитывая, что предмет регулирования ГЧП явно попадает в указанные области, высок риск признания этих законов полностью или частично противоречащими Конституции.
Эту проблему осознают многие субъекты Российской Федерации, что сказывается на содержании региональных законов о ГЧП, большая часть которых представляет собой отражение уже существующих на федеральном уровне инструментов - концессионных соглашений, различных типов договоров, мер государственной поддержки.
Однако редкие регионы осмеливаются, используя указанную выше формулу, на самом деле создать что-то новое, привнести не существующую на федеральном уровне форму ГЧП. Попытку написать актуальный и нетиповой закон о ГЧП предприняло правительство Пермского края. Рабочая группа по разработке проекта закона "О государственно-частном партнерстве в Пермском крае" была создана в ноябре 2010 года в краевом правительстве. В ее состав вошли не только члены правительства, но и депутаты Законодательного собрания края, ученые, представители бизнеса. Конкурс на разработку регионального закона о ГЧП в Прикамье проводил Европейский банк реконструкции и развития. Победителем признана юридическая фирма Gide Loyrette Nouel (Франция).
Текст законопроекта был подготовлен летом. Документ включил положения о том, что регулирование ГЧП исходит из принципа свободы договора и что ГЧП не является заказом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Следовательно, положения Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" не применяются к отношениям сторон государственно-частного партнерства.
Возможность не руководствоваться Законом N 94-ФЗ при реализации ГЧП-проектов существенно упрощает жизнь сторонам партнерства, в частности, позволяет соединять несколько лотов в одном проекте. Поэтому это положение было одним из принципиальных. Данный законопроект стал предметом рассмотрения Управления ФАС по Пермскому краю. В сентябре этого года в письме по итогам рассмотрения антимонопольный орган указал, что ГЧП заключается в интересах удовлетворения публичных потребностей, а значит, попадает под действие Закона N 94-ФЗ. Кроме того, ряд положений законопроекта, на взгляд Управления, расходится с бюджетным законодательством (в части компенсации выпадающих доходов частного партнера и др.).
Полагаем, ситуация в Пермском крае наглядно продемонстрировала невозможность дальнейшего игнорирования вопросов ГЧП на уровне федерального законодательства. Следующий шаг потребуется от федерального законодателя. Помочь ему призвано, конечно, научное и экспертное сообщество. Например, эксперты Центра развития ГЧП сейчас ведут активную работу по подготовке пакета законопроектов о внесении изменений в текущее федеральное законодательство в целях совершенствования регулирования ГЧП в России.