Сочи никогда в своей истории не был центром театральной жизни, но этой осенью там проходила часть программы фестиваля "Территория", а теперь, почти в начале зимы, подводятся итоги конкурса актуальных театральных идей "Текстура-Олимп".
Пока до главных событий следующей зимней Олимпиады еще есть время, оргкомитет "Сочи-2014" дал ход другому своему проекту под названием Культурная Олимпиада (и, в частности, Году Театра). В его рамках в порядке своеобразного соревнования определятся лучшие работы в области современного искусства, которые и будут показаны зрителям в Сочи во время зимних Игр.
Недельная программа фестиваля "Текстура-Олимп" разделилась на две части: основную, куда вошли конкурсные спектакли, и специальную, в составе которой читки пьес современных авторов и многодневный мастер-класс известного режиссера, хореографа и танцовщика, руководителя театра DEREVO Антона Адасинского. Но, похоже, "гений места" оказался сильнее расчета организаторов, и расставил свои акценты.
Открыл фестивальный марафон спектакль театра DEREVO "Мефисто-вальс". На его постановку Антона Адасинского вдохновила недавно сыгранная им роль Ростовщика (Мефистофеля) в фильме Александра Сокурова "Фауст". Но герой "Мефисто", которого исполняет сам Адасинский, с историей Фауста связан скорее косвенно. Пластические образы его мира вообще не соединены конкретной сюжетной линией. Вся постановка соткана из метаморфоз - символов, происходящих с героем. Смысловым переходным звеном между ними служит чертовщинка, которая не оставляет всему сущему иного выбора, кроме как бесконечно балансировать на грани Жизни и Смерти. На сцене бодрым шагом появляется Адасинский, одетый в рабочий комбинезон крайне жизнерадостного желтого цвета. Пока публика, не торопясь, рассаживается на свои места, он с удовольствием выпивает стаканчик виски, жонглирует мандаринами. А затем его голос, записанный на пленку, сообщает зрителям, что этот спектакль именно о нем, Антоне Адасинском. В этот момент он становится героем и меняет свой костюм обычного человека на длинное черное платье. Под трепак из "Песен и плясок смерти" М. Мусоргского начинается странный, полный нежных и одновременно болезненных изломов танец смерти. Танец жизни, с момента своего появления несущей в себе смерть.
"Мефисто" исполнялся в здании Зимнего театра - главной сочинской театральной площадки. Для истории, показанной Адасинским, это стало существенным. Странное соединение современного европейского пластического языка с антуражем в стиле сталинского ампира дало интересный эффект "места действия", скорее отвлекающий от самого спектакля, чем помогающий ему остаться в памяти зрителя. Дело в том, что сочинский архитектурный ландшафт в большой степени состоит из зданий, выстроенных в 30-е годы и новостроек последних лет. И в 30-е, и сегодня Сочи - "стройка" государственного значения, то есть часть большой экономической и политической игры.
Это ощущение временных параллелей стало одной из тем проекта специальной программы фестиваля - читки эскиза к пьесе "Сочи: все включено". Над ее текстом, выполненным в технике вербатим, составленным из реплик реальных жителей города, работали сразу три "заезжих" драматурга - Владимир Забалуев, Марина Крапивина и Денис Ретров. А в самой читке принимали участие студенты сочинского училища искусств. Место действия пьесы - ресторан "Сочи", вокруг него и разворачивается будничная жизнь курортного города. В финале оказывается, что герой, которого все считали только что устроившимся на работу официантом, на самом деле агент, оценивающий настоящую стоимость ресторана под названием "Сочи". В пьесе ресторан вскоре сравняют с землей, как это происходит и в реальной жизни, в которой город Сочи стал местом действия для разного рода игр. Театральная игра из них пока далеко не самая главная.