Президент России Дмитрий Медведев в конце ноября внес на ратификацию в Государственную Думу договор "О зоне свободной торговли в СНГ", подписанный 18 октября в Санкт-Петербурге премьер-министрами России, Украины, Беларуси, Казахстана, Армении, Таджикистана, Молдавии и Киргизии. Отметим, что одновременно продолжаются переговоры по зоне свободной торговли ряда стран Содружества, в том числе России, более чем с 10 странами дальнего зарубежья. То есть зона свободной торговли СНГ становится частью нового международного экономического порядка.
Правда, договор пока не подписали Азербайджан, Туркменистан и Узбекистан. В то же время их правительства недавно заявили, что эти страны могут присоединиться к данному документу.
Документ фактически восстанавливает общее экономическое пространство на большей части территории экс-СССР, предписывая отменить пошлины и другие ограничения в торговле и капиталовложениях между странами-"подписантами". И весьма примечательно, что этот договор оказался приуроченным к 20-летию со времени распада СССР...
Переговоры по документу велись больше 10 лет, и в результате удалось согласовать позиции сторон. По имеющимся оценкам, договор позволит восстанавливать и развивать прямые межотраслевые связи между предприятиями и регионами упомянутых стран. Потому что их экономика, подчеркнем, и до 1917 года формировалась на базе межотраслевой и/или сбытовой кооперации. Напомним, что такие связи были стержневым фактором экономики практически всех советских республик. Потому что взаимные поставки сырья, топлива и электроэнергии, полуфабрикатов, готовой продукции, как и производственных технологий, обеспечивали социально-экономическую стабильность всех регионов экс-СССР.
Разрыв этих связей по сей день негативно сказывается на внутреннем положении государств СНГ. А попытки теперь уже постсоветских стран найти свои ниши на мировом рынке, обещанные Западом еще в 1991 году, успехом, по большому счету, не увенчались (за исключением экспорта сырьевых товаров, особенно нефтегазового и сельхозсырья). По-прежнему постсоветская продукция имеет стабильный спрос прежде всего на пространстве бывшего СССР. А пример российско-белорусской промышленно-технологической кооперации показывает преимущества восстановления и развития межотраслевых связей. Отметим в этой связи, что благодаря упомянутой кооперации мощности большинства белорусских отраслей загружены минимум на 70%, а задействованных в той же кооперации российских предприятий - на 70-75%. Последний показатель больше среднероссийского минимум на 10%.
Есть преимущества зоны свободной торговли и непосредственно в торговой сфере. В рамках этой зоны общий объем торгового обмена между странами-"подписантами" увеличится, по экспертным прогнозам, более чем вдвое. В частности, снятие ограничений на поставки разнообразной продукции из стран-"подписантов" в РФ может, по ряду оценок, примерно на треть сократить импорт Россией той же, причем более дорогостоящей, продукции из дальнего зарубежья. Это, к примеру, многие трубопрокатные изделия, хлопок, шерсть, кожсырье, а также говядина, баранина, плодоовощи, продукты их переработки.
Если точнее, у все большего числа предприятий тех же стран не будет проблем со многими видами сырья и со сбытом своей продукции внутри СНГ. Что, в свою очередь, позволит по крайней мере не сокращать загрузку национальных производственных мощностей. А это приведет к существенному уменьшению оттока рабочей силы и кадров из многих стран СНГ в Россию. То есть очевиден и социальный эффект от свободной торговли внутри СНГ.
Тем временем переговоры о свободной торговле со странами Содружества, в том числе с Таможенным союзом России, Беларуси и Казахстана, продолжают Швейцария и Норвегия, Исландия и Черногория, Сирия и Вьетнам, Новая Зеландия и Лихтенштейн; намечены переговоры по тому же вопросу с Алжиром, Египтом, Аргентиной, Марокко, Монголией. Растущий интерес к той же зоне с РФ и СНГ проявляют латиноамериканские страны; увеличивается торговля стран Балтии и Грузии со всеми странами Содружества. Это отражает общемировую тенденцию: все большее число государств хотят взаимно "застраховаться" от мировых финансово-экономических кризисов, особенно от в евровалютной зоне, которые существенно уменьшают возможности как торговли с кризисными странами, так и получения оттуда капиталовложений.
По данным Роберта Абдуллина, президента Международной организации кредиторов, "на фоне углубления мирового финансового кризиса, особенно в еврозоне, СНГ все активнее притягивает зарубежных инвесторов. Если в 1995-м приток прямых иностранных инвестиций на душу населения в СНГ был в 4 раза ниже среднемирового показателя, то в 2010 году он превысил этот показатель почти на треть. Причем объем инвестиций, поступивших в Содружество за январь-сентябрь 2011-го, уже достиг 80% от совокупных инвестиций в тот же регион в 2010 году. Такая динамика демонстрирует внешнеэкономическую, в том числе инвестиционную привлекательность СНГ".