Охрана труда в России переходит на новый технологический уровень

Александр Сафонов, заместитель министра здравоохранения и социального развития РФ

Сегодня в Москве открывается Международная специализированная выставка БиОТ-2011. Главное внимание на ней будет уделено проблемам охраны труда. Если раньше на ее стендах было представлено больше средств индивидуальной защиты, то в этом году мы придали выставке совершенно иной статус. Впервые за всю ее историю на одной площадке будет представлен широчайший спектр услуг охраны труда, с одной стороны. А с другой - мы впервые взглянули на работника с точки зрения его жизненного цикла.

Отдельная секция будет посвящена обучению в области охраны труда. Традиционная секция - очередные новинки производства средств индивидуальной защиты (СИЗ). В скором времени СИЗ должны будут отвечать новым требованиям. В рамках Таможенного Союза удалось согласовать Технический регламент по безопасности применения средств индивидуальной защиты. Это первый всеобъемлющий документ, который будет диктовать единые требования, правила и технические показатели, индикаторы производства и распространения защитных средств.

Большое внимание мы уделим вопросам профпатологии - выявлению профессиональных заболеваний, связанных с работой во вредных условиях труда. Врачи вместе со специалистами-оценщиками, которые призваны проводить аттестацию рабочих мест, обменяются опытом, обсудят будущие совместные действия. В последние годы возникли серьезные стыки между этими двумя секторами. Благодаря чему система охраны труда уже в следующем году перейдет на свой новый технологический уровень. Впервые в 2012 году все профпатологи будут обязаны при проведении профилактических обследований принимать как основной документ информацию о самом работнике, о вредных факторах, с которыми тот сталкивается на производстве, - карту аттестации рабочего места, которую готовят специалисты-оценщики.

- Профпатологи должны будут сами приходить на производства или ждать приглашения от работодателя?

- Правила разные. В стандартном варианте Трудовой кодекс предусматривает в первую очередь профилактические медицинские осмотры лиц, работающих при вредных условиях. Если работодатель отказывается отправлять работников на медосмотр, его наказывают согласно КоАП. Правительство подготовило изменения в положения Административного и Уголовного кодексов для усиления ответственности работодателя за несоблюдение требований охраны труда. В УК есть ответственность работодателя за нанесение вреда здоровью, и это очень серьезная статья. Нарушения касаются неаттестации рабочего места, допуска к работе лица, не прошедшего обучения по охране труда.

- Где готовят профпатологов?

- В медицинских университетах и академиях, там предусмотрены специализированные кафедры. Есть курсы повышения квалификации в Федеральном медико-биологическом агентстве. Специалистов в стране готовят, но их явно недостаточно. Особенно в регионах. Профпатолог закрыть, конечно, предприятие не может, но квалифицированно определить, каков уровень трудоспособности у человека, - без проблем. А также вынести вердикт о наличии профзаболевания и перспективах его развития на том или ином производстве. Почему мы начали соединять воедино работу профпатолога и контрольных служб в области охраны труда? Как раз для того, чтобы отследить работу всей системы. Если, к примеру, каким-то образом контрольные службы не находят проблем с условиями труда, а по факту мы видим работников с этого предприятия с длинным списком профзаболеваний, значит, нас ввели в заблуждение. И мы сделаем необходимые выводы. С другой стороны, профосмотр без карты рабочего места - сложный случай. Например, работающий в шахте сталкивается с определенным набором вредных условий - угольной пылью, вибрацией, шумом, тепловым режимом, давлением, избыточной влажностью. У всех этих вредных факторов есть определенная связь с профзаболеваниями. С будущего года профпатолог, выстраивая логистику обследования, будет вставлять в линейку профильных специалистов, например фтизиатра, который изучит, насколько у шахтера загрязнены пылью легкие. На ранних стадиях можно будет вести диагностику и читать динамику - улучшается ли, ухудшается ли ситуация со здоровьем. Главная задача через какое-то время научиться говорить "Стоп!" Поймать пограничное состояние, после которого, если промедлить, профзаболевание непременно перейдет в стадию инвалидности.

- Это и есть понятие профессиональных рисков? Как к нему относятся работодатели?

- Да, именно это новое понятие было введено в Трудовой кодекс, и запускается система управления профессиональными рисками. Применение правильных методов позволяет заниматься реальной профилактикой. Работодатели к этому новшеству относятся по-разному. Сознательные руководители, для которых важна профилактика, обучение в сфере охраны труда, аттестацию рабочих мест приветствуют. Они, как правило, устраивают на производствах комнаты для релаксации, буквально загоняют своих работников на профосмотры. И это не проснувшаяся совесть. Им важно сохранить свой золотой кадровый резерв, на который уже потрачено много времени и усилий по обучению, повышению квалификации. Сегодня работодатели испытывают громадный дефицит качественной рабочей силы. И перспективы в этом смысле не очень утешительны. Мало молодежи, которая хочет стать инженером, квалифицированным рабочим.

Есть у нас компании, которые не очень стремятся вкладываться в человеческие ресурсы. У государства в этом случае выбора нет. Мы должны в первую очередь руководствоваться интересами общества в целом. А главная составляющая для общества жизнь конкретного человека. И в последние годы ситуация, связанная с охраной труда, стала выправляться.

- Каким образом?

- Мы провели очень серьезную модернизацию идеологии Трудового кодекса. В советской и постсоветской системах идеология охраны труда сводилась исключительно к компенсации неизбежного ущерба. Это были страховые случаи на производстве, последующая реабилитация и т.п. То есть государство заранее расписывалось в своем бессилии перед профзаболеваниями. И задача была достойно расплатиться с теми, кто пострадал. Сегодня мы говорим о праве гражданина на безопасный труд. Если же мы при помощи охраны труда не предотвратим несчастный случай на производстве или профзаболевание, которое приводит к преждевременной смерти, мы не решим и демографическую проблему. Предупредить проблему дешевле, чем восстанавливать ситуацию в масштабах страны. Приведу пример. Государству потребовалось отдать 87 миллионов рублей, чтобы компенсировать трагедию семей, чьи мужья, сыновья, отцы погибли на шахте "Распадская". На эти деньги можно было бы построить школу, модернизировать больницу.

- Как и кто может оценить профессиональные риски?

- Для управления профессиональными рисками нужен в том числе институт профессиональных оценщиков. С 2005 года после внесения изменений в Трудовой кодекс были выпущены приказы министерства об аккредитации компаний по прозрачным критериям. Наличие профессионального кадрового потенциала, оборудования, которое позволяет производить реальные оценки условий труда, система оценки качества и менеджмента компании, которая обеспечивает ответственность за проведенные оценки. Построив систему оценщиков, а в России этой проблемой занимается более 600 компаний, у нас возникла необходимость следующего шага - создания стандартов работы специалистов в области охраны труда. И это не изобретение велосипеда. Так, бухгалтеры и аудиторы давно работают по стандартам финансовой отчетности. К 2012-2013 годам количество стандартов, определяющих, допустим, аттестацию рабочих мест, будет максимальным. Они будут обязательны для малого, среднего, крупного бизнеса. Те, которые будут касаться аттестации рабочих мест. Также обязательны стандарты условий труда. К примеру, работодатель не может допустить уровень шума на рабочем месте свыше 85 децибел. Иначе у работника начинается разрушение слухового аппарата, шум влияет на состояние сосудов, сердца, общую физиологию.

Важно также понять нормативы в области охраны труда. На сегодняшний день нормативная база допустимых значений в области труда в значительной степени устарела. Хотя гигиенические нормативы имеют срок применения, как правило, 5-10 лет, многие из них уже долгое время не пересматривались.

- А нанотехнологии учитываются при охране труда?

- Десять лет назад такого понятия не было. Сегодня это серьезнейший вызов средствам охраны труда. Например, защита от аэрозолей захватывает фракции значительно больших размеров, нежели наночастицы. Кроме того, наночастицы совершенно свободно могут попадать в организм не в результате какого-то воздействия, а при принятии современных лекарств. И надо понимать, как они будут дальше в организме функционировать.

Профпатологи должны будут переходить на систему профессиональных рисков с точки зрения профилактики. Например, маляр-женщина. Мы должны оценить не просто текущее состояние здоровья, а понять, как наличие тех или иных факторов повлияет на ее возможность родить здорового ребенка, да и просто дожить здоровым человеком до старости.

- И бизнес нас в наших начинаниях должен поддержать. Ведь если население пойдет на убыль, кому он будет продавать свою продукцию? Кому нужны будут услуги бизнеса?

- В сфере охраны труда надо переходить от отраслевого принципа к принципу учета факторов. Раньше охрана труда существовала отдельно для угольщиков, строителей, химиков, транспортников и т.д. Сегодня современные предприятия универсальны. Есть и механический цех, есть и химическое производство. Иногда это настолько переплетается, что, зайдя в стерильный цех, не сразу поймешь, над чем там работают. Отраслевой подход при СССР применялся к типовым проектным решениям. Сейчас каждое предприятие уникально, со своим набором рабочих мест. И дело не в специфике производимого продукта, а в принципах организации. В факторах, чье влияние на человека постоянно, прогнозируемо. Всегда можно определить предельно допустимые условия вредных факторов, причем в системном взаимоотношении. Факторная технология системы охраны труда уникальна на каждом предприятии.

Стандарты, как "Лего", - определенные типовые решения, которые отражают специфику охраны труда в той или иной отрасли. А дальше работодатель составляет свой персональный конструктор системы.

- Как вы относитесь к идее создания общественного контроля по охране труда?

- Без общественного контроля, особенно с участием профсоюзных организаций, поставленные задачи в этой области не решить. Недавно я был на конференции МОТ в Швейцарии и обратил внимание, как оборудована строительная площадка. Меня удивило то, что стенд с указаниями обязательных средств индивидуальной защиты вынесен для всеобщего обозрения. Прохожие видят, что на рабочих обязательно должны быть каски, рукавицы, очки, специальная обувь, одежда. Зачем? Всем видно, в чем работают строители, и если кто-то из них полез на леса без рукавиц, можно позвонить в контрольные органы, пресечь нарушение. Общественный контроль глобальная задача. Но и сами рабочие должны не забывать требовать от работодателя обеспечить безопасность их труда.