Музыканты группы "Би-2" отвечают на вопросы читателей сайта "РГ"

На сайте "РГ" прошла онлайн-конференция группы "Би-2". Официально мероприятие посвящено выходу нового диска под названием Spirit.

В гостях у "Российской Газеты" побывали Лева Би-2, Шура Би-2 и Михаил Карасев. Музыканты поделились с аудиторией подробностями создания альбома Spirit, в котором принимали активное финансовое участие поклонники группы. Рассказали о запуске собственной интернет-радиостанции, работе диджеями и перспективах инди-музыки в России. Беседу с музыкантами вел музыкальный обозреватель "РГ" Александр Алексеев.

РГ: Альбом Spirit, который вышел в начале декабря, планировалось назвать "Оптимист"...

"Би-2": Нет. "Оптимист" - это сингл в преддверии пластинки. Первый сингл с альбома. Название пластинки уже было, когда мы приступили к ее записи.

 
Видео: Сергей Минабутдинов

РГ:  Альбом очень насыщен, разнообразен музыкально. Главный вопрос, который стоит перед всеми музыкантами - стоит ли сейчас выпускать альбомы? Во время разгула аудиопиратства, есть ли смысл по-прежнему мыслить альбомами, издавать такие полноценные, полновесные диски, которые люди должны были бы покупать в магазине, ставить на полку, слушать как цельное произведение искусства?

"Би-2": Ты практически ответил на вопрос - мы считаем, что стоит выпускать пластинки, именно потому что альбом - это некое законченное произведение, как пьеса, как кинофильм, где есть пролог, есть средняя часть, есть эпилог. Мы мыслим альбомами. А то, что сейчас практически не осталось рекорд-компаний... Мы придумали схему, при которой, обходясь без них, пытаемся распространять альбом и выпускать его вместе с нашими поклонниками. Это схема акционирования, доверительная схема препэй. За полгода мы объявили нашим поклонникам, что есть две акции - серебряная и золотая, и они обладают определенным номиналом: золотая акция - это двойной CD и билет на концерт, где они забирали этот диск. Серебряная акция - человек получал цифровое приложение, кстати, это тоже новый формат для пластинок. Думаю, через несколько лет эта схема основной для распространения музыки.

РГ:  Какая сумма требовалась, чтобы стать золотым и серебряным акционером?

"Би-2": Небольшая. Золотой билет стоил тысячу рублей, серебряный - 250 рублей. Сейчас мы ввели красную акцию, где человек получает двойной диск и приложение - 500 рублей.

РГ:  На вашем плакате есть список акционеров, это золотые или серебряные?

"Би-2": Это не все акционеры. Там только те, кто появился до момента, когда мы сдавали пластинку в печать. Даже на концерт в клуб "16 тонн" не все акционеры попали. Большая часть их будет 6 апреля - концерт на новой площадке, стадион, туда пригласим всех оставшихся акционеров.

РГ:  Всю эту систему вы сами изобрели или трудились специально обученные люди?

"Би-2": Идея витала в воздухе года два. Мы объединились с порталом Планета, там сидели компьютерщики-разработчики, и мы сделали цифровую версию пластинки, как приложение для компьютеров - сначала. В январе альбом выйдет как приложение для айпода, айфона и для андроида. В таких вопросах мы обращаемся к профессионалам, потому что это уже не наша область.

 
Видео: Сергей Куксин

РГ:  Сколько стоит музыканту выпустить диск красочный, как у вас? Двойной, с постером-вкладышем...

"Би-2": Самое дешевое - это непосредственно производство. Запись, сведение - самое дорогое. Частично все было сделано с помощью акционеров, частично - на частные инвестиции наших друзей. Рекорд-компании уже давно не могли покрывать затраты, в частности, коллектива "Би-2".

РГ:  Надеетесь ли вы на прибыль от продажи изданного диска? Или это больше акция имиджевая?

"Би-2": Рекорд-компаний практически не осталось, поэтому мы пришли к выводу, что надо что-то делать. Просто нет другого выхода. Мы работаем на будущее, пытаемся ввести новую систему взаимоотношений между нами и поклонниками. Если раньше были пираты и люди покупали пиратские диски, то сейчас пластинка, вышедшая первого числа, второго лежит на всех торрентах. И люди ее качают. Есть много сознательных поклонников, которые готовы заплатить за пластинку, мы им предоставляем эту возможность.

 

Клип на песню "Оптимист"

РГ:  "Би-2" известна тем, что всегда двигается в направлении новых стилей и жанров. Вы первыми в России стали играть диско-панк, достаточно интересно работать со звуком. Spirit, как мне показалось, меньше нацелен на новую модную экспериментальную музыку. Он более романтичный, лиричный.

"Би-2": Не совсем справедливо. Он звучит абсолютно иначе, нежели все предыдущие пластинки. Если говорить о стилистике, можно сказать проще - это стиль группы "Би-2". В нем достаточно элементов современной музыки. И думаем, не мы первые начали играть диско-панк. Эта музыка пришла из 80-х, ее играли давно, играла масса других коллективов.

РГ:  Каждый раз вы находите новых певиц, сотрудничающих с вами. Настя Полева была, Тамара Гвердцители... Вы сначала выбираете певицу, а потом делаете для нее песню?

"Би-2": Здесь не было заранее продуманных ходов. Когда появилась песня "Безвоздушная тревога" в "восточном стиле", нам захотелось, чтобы появилась девушка, которая замечательно с этим справится. Тамара Гвердцители сделала все идеально. А с Настей Полевой очень давно хотели сотрудничать, но не было песни. Михаил Карасев написал "Блюз", и появилась песня с Настей.

РГ: Как вы работаете вместе столько лет?

"Би-2": Группа - это не два человека, мы не дуэт. У нас еще четыре музыканта, которые очень плотно принимают участие в создании песен. Ян Николенко вместе с Левой делает тексты, плюс есть несколько друзей, которые помогают со звуком и с аранжировками. Это Антон Севидов, Евгений Панков, Олег Чехов, Андрей Лебедев. Это ансамбль, а не пара человек.

РГ: Как обычно происходит работа над песней?

"Би-2": Лева приносит готовую модель без текста, делается текст, потом мы разыгрываем песню с группой, привлекаем еще кого-то, если нужны скрипки или другие инструменты - и это уже как снежный ком. В результате в записи пластинки в среднем участвует порядка пятидесяти человек.

РГ:  Не тесновато таким составом в студии?

"Би-2": А не надо всех вместе писать. Оркестр пишем вместе, а в основном - по этапам. К тому же существуют компьютеры, очень многие вопросы можно решать на полувиртуальном уровне. Да и подготовка к записи имеет большое значение, мы досконально работаем над аранжировкой, и в студию садимся уже готовыми. Но подготовка занимает много времени, поэтому производство последнего диска заняло год. Мы долго его делали.

РГ: Что происходит со студией, которую вы создали в прошлом году в Подмосковье? Она функционирует?

"Би-2": Да, студия работает, там записывается достаточно много коллективов. Но мы там записали только одну песню. Остальное делали в студии "Параметрика", все ее знают как студию Сергея Большакова. Она - лучшая. В феврале свели три песни в Лондоне, в сентябре - все остальные.

РГ: Вы принимали участие в фильме "Квартета И" "О чем говорят мужчины". Скоро выходит его продолжение, "Би-2" там тоже появится?

"Би-2": Нет, саундтрек в этом фильме делал Алексей Кортнев. Но если получится поработать с "Квартетом И", то мы - с удовольствием. У них все очень лихо получается.