Европейскую гравюру из музеев России показывают после реставрации в Москве

Выставка "Гравюры старых мастеров", которую можно увидеть в Музее архитектуры в Москве только в течение десяти дней, представляет одновременно уровень коллекций четырех интереснейших российских художественных музеев - в Вятке, Саратове, Нижнем Новгороде и Ирбите - и работу реставраторов ВХНРЦ им. И.Э.Грабаря, которые дали возможность показать публике раритеты XVI-XVIII веков.

Реставраторы иногда шутя называют себя "бойцами невидимого фронта". Их работа, кропотливая, сложнейшая, требующая многолетней выучки и огромного терпения и аккуратности, обычно остается за кадром. На этот раз, правда, рядом со старинными гравюрами показывают слайд-фильм, кадры которого демонстрируют прежнее состояние листов. Самому старому из них - более 500 лет. А бумага, какой бы качественной она ни была, материал хрупкий, нежный... Она имеет обыкновение желтеть, капризно реагировать на солнечные лучи, она не любит клея, не говоря уж о свечных пятнах... Трудно представить, что на фотографиях сняты те же самые графические листы, что выставлены в МУАРе. Только до "лечения" у реставраторов. Среди отреставрированных шедевров - ксилография Дюрера и офорт Рембрандта, "Четыре евангелиста" Луки Лейденского и серия "Малые страсти" Жака Калло...

Но иногда "бойцы невидимого фронта" работают как заправские эксперты-криминалисты. Так, реставрация позволила уточнить, а иногда даже изменить аттрибуцию ряда гравюр. Например, во время работы над ксилографией Дюрера "Благовещение" обнаружили водяной знак бумаги, на которой сделан оттиск - "голова быка", а что помогло уточнить дату гравюры - примерно 1503 год. Гравюра в точности повторяет рисунок Дюрера на этот сюжет, находящийся в Гравюрном кабинете Государственных музеев Берлина. Серия "Жизнь Девы Марии", к которой относится и эта гравюра, была настолько популярна, что ее копировали даже итальянские мастера. Их тогда еще не называли пиратами, но Дюрер вынужден был начать судебное разбирательство с итальянскими граверами из-за нарушения авторских прав. Уже после смерти художника копии его гравюр, сделанные хорошими мастерами, стали не меньшей ценностью, чем его собственные работы. Любопытно, что на выставке можно увидеть гравюру Эгидия Саделера "Несение креста" с оригинала Дюрера - говорят, создание копий дюреровских гравюр было одним из первых заданий, который получил мастер в 1600-х годах, начав работу при дворе императора Рудольфа II.

Среди художников, которым пришлось бороться за свои авторские права, был и Рубенс. Его работы подделывали немилосердно. В конце концов ему удалось с 1619 года добиться привилегии на исключительное право издания гравюр по своим картинам и рисункам на территории Бельгии, Голландии, Франции. В результате он открыл собственную граверную мастерскую, куда набрал лучших мастеров. Но судя по всему, их авторские права соблюдались не столь тщательно. Похоже, именно об этом свидетельствует история гравюры "Поклонения пастухов" (1635-1640) из мастерской Рубенса. До реставрации считалось, что она сделала Болсвертом, одним из известных граверов, работавшим с Рубенсом. Но Елена Якубова доказывает, что "истинным автором гравюры следует считать Яна Витдука". Его имя встречается в более ранних оттисках гравюры, но позже медная пластина была переработана Болсвертом, который удалил подпись Витдука и поставил свою.

Наконец, помимо копирования известных работ, в том числе гравюр, был еще один способ получения желаемого оттиска, весьма популярный в XVI веке. Уже изношенные гравированные медные доски (нормальный тираж с резцовой гравюры - 1000-1500 листов) покупали печатники и сами обновляли их. Допустим, испанец Антонио Саламанка, книгопечатник, который работал в Риме больше 40 лет в середине XVI века, покупал доски граверов круга Рафаэля. Он ставил свой "адрес" на гравюрах итальянцев, которые печатал. Его "печать" можно увидеть на выставке - на гравюре "Колесница Кибелы" с рисунка Перуцци, которую делал неизвестный итальянский мастер, вместо подписи рисовавший кубик игральной кости с буквой В.

Вообще-то в свое время гравюры были самым распространенным способом тиражирования произведений искусства, будь то античная ваза, живописное полотно или фрески, украшавшие римские здания. Но вот обратная ситуация - когда гравюру копируют в живописи - кажется невероятной. Тем не менее, прецеденты были. Серия гравюр Луки Лейденского "Четыре евангелиста" настолько восхищала современников, что с портрета "Евангелиста Матфея" была сделана копия - маслом на медной пластине. На выставке можно увидеть эту серию Луки Лейденского, впечатляющую не только тонкостью деталей, но и психологической точностью портретов.

Наконец, за каждой гравюрой стоит еще и музейная история. Иногда она скрывает драмы ХХ века. Но не менее часто - великодушие людей, которые, как, например, премьер-министр России Петр Аркадьевич Столыпин, отдавали музею свои коллекции. Столыпин в 1900 году отдал в дар Саратовскому художественному музею более 1000 гравюр из личной коллекции, в том числе Кранаха, Дюрера, Рембрандта. Оттиск Рембрандта "Петр и Иоанн у врат храма" (1569) родом из коллекции Столыпина тоже показывают в МУАРе...