Существование Совета Россия - НАТО в дальнейшем не имеет смысла. Никакого реального Совета как консультативной структуры, предназначенной для диалога с Москвой, больше нет. Перед началом очередной министерской встречи Совета в Брюсселе, которая открылась в четверг, постпред России при НАТО Дмитрий Рогозин утверждал: "Совет стал ширмой для того, чтобы альянс принимал свои решения загодя, а потом объявлял их российской стороне".
Накануне брюссельской встречи внешнеполитическое ведомство Франции обратилось к ее участникам с необычной просьбой - провести мероприятие "конструктивно и умиротворяюще". Иными словами, российского министра иностранных дел Сергея Лаврова французские партнеры просили не хлопнуть в сердцах дверью. И подождать, когда в политике альянса все изменится к лучшему. Хотя на такой благополучный исход надежды почти не осталось.
Происходящие в НАТО изменения выглядят настолько масштабными, а их антироссийская направленность настолько очевидной, что за благожелательными улыбками и миротворческими речами руководителей блока их больше не скроешь.
Положительная повестка дня в отношениях между Москвой и альянсом постоянно сокращается и представляет набор тактических, нередко второстепенных вопросов. В то время как диалог по проблемам стратегическим идет с трудом и его итоги выглядят неудовлетворительными.
Надежды, что в ходе предстоящего в четверг заседания стороны выйдут на компромиссные решения, нет. В Брюссель Лавров прилетел для проведения своего рода ревизии того, к чему пришли Россия и руководство альянса за прошедший год. Список возникших проблем выглядит настолько серьезным, что не позволяет воспринимать НАТО как партнера. Когда альянс демонстративно не берет в расчет при разработке собственных планов интересы нашей страны, вести с ним диалог становится не о чем, да и незачем. "Я считаю, что Совет Россия - НАТО в его нынешнем виде не пригоден к более откровенному сотрудничеству", - объясняет постпред Рогозин.
За последние три дня глава МИД России виделся с госсекретарем США Хиллари Клинтон трижды. Сначала в Бонне на конференции по Афганистану, затем в Вильнюсе на встрече ОБСЕ. И вот теперь очередное "рандеву" в Брюсселе на Совете Россия - НАТО. В Бонне г-жа Клинтон критиковала Москву за проведение выборов, но делала это деликатно в кулуарах. В Вильнюсе она критиковала публично, словно заранее настраиваясь на предстоящую жесткую конфронтацию, предстоящую в Брюсселе. Ее заявления по выборам российский МИД уже назвал недопустимыми.
Очевидно, в четверг на Совете Россия - НАТО госсекретарь станет главным защитником интересов альянса. На этой встрече ее участникам предстоит проанализировать итоги ливийской кампании, когда войска блока открыто действовали на стороне противников Муамара Каддафи во внутриливийском конфликте. Москва считает это выходом НАТО за пределы концепции оборонительного союза, о котором так любят рассуждать его руководители. На Совете пойдет речь о размещении элементов ПРО в Европе - проекте, при реализации которого Вашингтон в очередной раз отказался учитывать позицию России.
Информационные агентства приводят подробности диалога, который состоялся между госсекретарем США и президентом Литвы Далей Грибаускайте на полях конференции ОБСЕ в Вильнюсе. Речь шла о подготовке к будущему саммиту НАТО в Чикаго. Глава Литвы, в частности, считала важным, чтобы создаваемые оборонные системы, например ПРО, были независимы от систем других государств или альянсов. От каких государств надо защищать американский ракетный зонтик, сомнений не вызывает. После такого недвусмысленного наказа вряд ли можно ждать, что на Совете Россия - НАТО в Брюсселе Хиллари Клинтон "со товарищи" изменят взгляды на противоракетную оборону.
Не менее демонстративным выглядит выступление постпреда США при альянсе, сделанное за несколько дней до брюссельской встречи министров. Иво Даалдер прямо заявил, что какие бы гарантии Россия ни получила по ПРО сегодня, в будущем Вашингтон с легкостью откажется от договора, если он будет мешать реализации его планов.
Деятельность Совета Россия - НАТО теряет смысл хотя бы потому, что его проведение подразумевает, что стороны учитывают интересы друг друга и вносят изменения в свою политику. Но НАТО ни меняться, ни тем более реформироваться не планирует, а воинственная риторика членов альянса только усилилась.
Между тем
Успехи в сотрудничестве России и НАТО на отдельных "треках" - по противодействию терроризму, пиратству, природным и техногенным катастрофам, успешный диалог по Афганистану - не снимают напряженности, которая существует между Москвой и альянсом по фундаментальным вопросам. Если в рамках Совета эти проблемы "умиротворяюще" решить не удается, возможно, пришло время принять принципиальное решение и сменить формат переговоров на более конструктивный.