Сегодня чай и кофе нельзя отправлять в международных посылках и бандеролях. Надеемся, что в следующем году этот запрет будет снят, сообщил вчера журналистам начальник управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля Федеральной таможенной службы России Петр Баклаков.
Минпромторг, пояснил он, готовит для рассмотрения Комиссии Таможенного союза поправки в Положение о разрешительных документах на ввоз и вывоз товаров.
Кроме того, в 2012 году ФТС может разрешить бизнесу не предоставлять Паспорта внешнеторговых сделок при декларировании грузов на границе. Этот контроль будет перенесен внутрь страны, рассказал начальник главного управления организации таможенного оформления и контроля ФТС Дмитрий Некрасов. А с 2013 года участников ВЭД ждет отмена "бумажного" декларирования товаров. На смену придет электронное декларирование, к чему нужно заранее готовиться, предупредил он .
И напомнил, что в этом году уже значительно упрощены процедуры контроля. Например, почти два месяца, с 19 октября, действует норма , по которой граждане, пересекающие границы воздушным транспортом, могут беспошлинно провозить на территорию Таможенного союза товаров на сумму 10 тысяч евро, вместо 1,5 тысячи евро разрешенных ранее. Максимально облегчена и процедура заполнения пассажирских таможенных деклараций. Во-первых, их бланки можно распечатать с сайта Федеральной таможенной службы, чтобы впопыхах не заполнять от руки при отъезде. Во-вторых, в 2012 году ФТС на автомобильных пунктах пропуска можно будет пользоваться многоразовыми пассажирскими декларациями на несколько поездок.
Правда, в большей степени это актуально не для россиян, которые освобождены от декларирования собственных автомобилей, стоящих на учете, а для иностранных граждан из третьих стран. Срок действия такой декларации будет составлять 2-3 месяца. "Это связано с тем, что мы должны защищать свой внутренний автомобильный рынок. Но и здесь стремимся упрощать въездные процедуры", - пояснил Дмитрий Некрасов.
Еще одно новшество, которым уже могут воспользоваться транзитные пассажиры, к примеру, прибывающие в Москву из Саратова по железной дороге и улетающие за рубеж из крупных аэропортов, это возможность зарегистрировать свой багаж на железнодорожных терминалах, и "забыть" о нем до получения в конечном пункте прибытия. При этом автоматизированная система сортировки багажа отследит запрещенные предметы, и только в этом случае таможенники остановят владельца груза в аэропорту для объяснений. Впрочем, пока немногие авиакомпании информируют транзитных пассажиров о таких дополнительных услугах при выезде за рубеж. Что касается обратного потока багажа, прибывающего в Россию и следующего внутренними рейсами, то пока его "сквозная" регистрация действует в режиме эксперимента. И только для россиян. И только на Шереметьевской таможне. К тому же в эксперименте участвуют одна авиакомпания "Аэрофлот", и один аэропорт - в Берлине. Это связано с более изощренной технологией сортировки багажа. Однако, как пояснил "РГ" начальник отдела Таможенного контроля Шереметьевской таможни Сергей Бирюков, если полугодовой эксперимент, который завершится в феврале 2012 года, признают успешным, то подобные процедуры предложат ввести в Домодедово, предварительно дооборудовав этот крупный аэропорт. Затраты - около 2, 45 миллионов долларов. Кроме того, итоги эксперимента вынесут для обсуждения на Комиссии Таможенного союза, чтобы распространить удобную практику на аэропорты Белоруссии и Казахстана. Пока же "сквозной" процедурой регистрации по ввозу багажа воспользовались за четыре месяца 6 тысяч пассажиров, летающих через Берлин. "Сегодня, в минтрансе пройдет рабочее совещание, на котором пойдет разговор о том, чтобы включить в эксперимент новые направления - аэропорт Токио и Стокгольма" - добавил Бирюков.
Поинтересовались журналисты и щепетильным "антитабачным" вопросом: о возможном росте контрабанды в Россию сигарет в связи с резким повышением акцизов, когда минимальная цена одной пачки будет начинаться от 60 рублей. В ответ Петр Баклаков напомнил, что с подобной угрозой в свое время, повысив акцизы на табачную продукцию, столкнулась Европа: туда сразу же хлынул поток дешевых сигарет из СССР. "На вооружении таможни есть несколько методов оперативной работы по выявлению контрабанды. Но упор будет сделан на работу по защите интеллектуальной собственности, - сказал Баклаков. - Все табачные производители должны будут зарегистрироваться в Реестре интеллектуальной собственности, который ведет Федеральная таможенная служба, и при ввозе сигарет и табака помимо законных и заявленных маршрутов, ввоз таких товаров будет приостанавливаться", - предупредил он.
В целом анализируя ситуацию на таможне, чиновники согласились с тем, что ФТС в рамках Таможенного союза за год предприняла радикальные шаги, облегчающие жизнь как физическим, так и юридическим лицам. И это в духе всех международных и европейских таможенных норм. Что касается бизнеса, то Дмитрий Некрасов обратил внимание участников внешнеэкономической деятельности на несколько принципиальных новаций.
Во-первых, с 1 января 2012 года в Таможенном союзе начнет действовать институт уполномоченных экономических операторов (УЭО) и компании могут подать заявление о включении их в реестр УЭО. Этот статус облегчит процедуры контроля на границе, даст преимущества по доставке товаров и растаможке на площадках самих компаний. Во-вторых, будут введены процедуры дифференциации участников внешнеэкономической деятельности с благоприятной налоговой и таможенной репутацией, предоставляющих полное сведение о себе, прозрачную бухгалтерию, обладающие предсказуемой историей. Впрочем, такой выборочный контроль, предполагающий широкие "зеленые коридоры", не исключает досмотров. "Здесь мы будем действовать, используя принцип "генератора случайных чисел", заметил Некрасов. Впрочем, при такой системе число необоснованных досмотров будет сокращаться и дальше. За полтора последних года, доложил Некрасов, они уже уменьшились вдвое с 20 до 10 процентов. А с 2012 года на сайте ФТС полноценно заработает информационный портал, с помощью которого можно предварительно проинформировать таможенников о товарах, пересекающих границу. Этот простой способ к тому же удешевит перевозки, минимизирует простои транспорта, считает Некрасов. Если сегодня в год совершается 3 миллиона перевозок, то половина из них может декларироваться в предварительном режиме.
Отдельно остановился Дмитрий Некрасов на проблеме по передаче полномочий ФТС контролирующих функций ветеринаров, фитосанитаров, транспортных служб. Однако, по его словам, фактически таможенники пока проверяют только 20 процентов товаров, касающихся "ветеринарного" направления, а по фитосанитарному таких товаров еще меньше. При этом их коллеги - "смежники-дублеры" по-прежнему усердствуют, досматривая продукцию. Некрасов считает, что списки товаров, которые пока дублируются этими службами и таможенниками, необходимо сокращать. К тому же придется совершенствовать и единую информационную среду. Сейчас пять разных ведомств имеют дело с разными программными продуктами. А инспекторам ФТС приходится работать сразу с несколькими программами, выполняя лишние действия.