Сергей Лавров: Отношения России и НАТО по ЕвроПРО зашли в тупик

Перед входом в штаб-квартиру НАТО в Брюсселе, на лужайке, где стоит растиражированный журналистами всего мира памятник, ставший неформальным символом организации, кто-то "жарил" на гармошке. Застегнутые на все пуговицы сотрудники многочисленных представительств, входящих в альянс государств, растерянно водили русские хороводы, приветствуя начало очередного министерского Совета Россия - НАТО.

Правы будут те, кто скажет - такое невозможно. Но такими же неестественными выглядели заявления генерального секретаря НАТО Андерса Фога Расмуссена, сделанные им на открытии Совета. С одной стороны, Расмуссен утверждал, что альянс не откажется от планов по развертыванию систем противоракетной обороны в Европе. С другой, обещал продолжить диалог с Россией. Но о чем говорить, если руководство НАТО все заранее решило. И теперь откровенно признает, что не будет учитывать позицию Москвы и не даст ей письменных гарантий безопасности. Перед началом встречи в Брюсселе источник в окружении госсекретаря Хиллари Клинтон пояснил: к началу саммита НАТО в Чикаго, намеченного на май 2012 года, альянс получит от американцев "предварительные оперативные возможности по управлению системами ПРО". По словам источника, это означает, что силы блока защитят от баллистических ракет малой и средней дальности, выпущенных с Ближнего Востока, всю юго-восточную часть Европы.

"Мы друг друга слушаем, - упорно повторял на пресс-конференции Фог Расмуссен о перспективах отношений с нашей страной. Он считает, что Совет - это та площадка, которая дает Москве и Брюсселю возможность вести "политический диалог по всем вопросам и при всех обстоятельствах". Госсекретарь Хиллари Клинтон специально для участия в Совете надела ярко-зеленый костюм. Этот наряд так же сильно выделялся на фоне строгих черных костюмов участников встречи, как кузнечик на фоне жухлой осенней листвы. "Зеленый - цвет примирения", - шутили журналисты.

Совету Россия - НАТО предстояло дать ответ на три ключевых вопроса. Первый: что обсуждать Москве и Брюсселю в будущем? О чем вести диалог, если договоренности на высшем и высоком уровне не подкрепляются практическими решениями?

План совместных мероприятий России и НАТО на 2012 год удалось согласовать на Совете в последний момент. В отличие от совместного заявления, где Россия хотела зафиксировать свои озабоченности тем, как альянс трактует нормы международного права. Однако документ не нашел поддержки у членов блока.

Второй вопрос заключался в том, увяжет ли Россия сотрудничество с НАТО в Афганистане с проблематикой противоракетной обороны? По словам источника в окружении Клинтон, "США намерены продвигаться вперед в Афганистане и не связывают это с другими формами сотрудничества". Белый дом заранее предложил руководству альянса не обращать внимания на российские претензии и возможные санкции на афганском направлении. "Сомневаюсь, что Россия станет создавать препятствия Международным силам содействия безопасности в Афганистане", - утверждал до начала заседания генеральный секретарь альянса. Впрочем, звучали эти заявления Расмуссена не слишком убедительно.

И, наконец, третий вопрос: отреагирует ли НАТО военными мерами на действия России, предпринятые для нейтрализации систем ПРО? Руководство блока считает ответные шаги в отношении Москвы преждевременными. Но сохранится ли такая же сдержанная позиция после саммита альянса в Чикаго? Или возобладает мнение тех соседей нашей страны, кто готов использовать любой повод для конфронтации.

На пресс-конференции Фог Расмуссен не отрицал, что в вопросе о противоракетной обороне диалог с Москвой находится в тупике. Выход генсек видит в том, чтобы на саммите альянса в Чикаго вспомнить о заключенном в 1997 году "Акте Россия -НАТО". В нем говорится о неприменении сторонами силы в отношении друг друга. По мнению Расмуссена, переподтверждение основных положений этого документа станет той самой гарантией по ПРО, которую ждет Россия.

Такие "закулисные" обещания Москву не устроили. Сергей Лавров был категоричен: по вопросу противоракетной обороны наши партнеры не готовы к серьезному сотрудничеству. Если российские обеспокоенности не будут учтены, в ответ на каждый этап развертывания ПРО Россия предпримет встречные меры. Предложение Расмуссена не дает четких гарантий, что прямо или косвенно действия альянса не будут работать против стратегического потенциала нашей страны.

Лавров считает, что российская позиция была услышана. Не только в отношении ракетных угроз, но также по Ливии, Сирии и многим другим вопросам, составляющим повестку дня в диалоге с блоком. "Мы собрались не для того, чтобы ругаться, а чтобы понять, какими методами будет реализовываться новая стратегическая концепция НАТО", - подвел миротворческую черту под итогами заседания Совета в Брюсселе российский министр.

между тем

На пресс-конференции генеральный секретарь НАТО много времени посвятил вопросам безопасности Европы. Лавров говорил о безопасности России.

Но эту неделимую безопасность на Евроазиатском пространстве, которой уделяют столько внимания участники переговоров, в Москве и Брюсселе понимают по-разному. Существенного сближения позиций в Брюсселе не произошло. "Неделимая безопасность - это не меню, из которого можно выбрать только одно понравившееся блюдо", - объяснил Лавров российскую позицию. Но в альянсе, похоже, не спешат менять свои взгляды ради того, чтобы "без купюр" договориться с Москвой.