Пенсионеры все чаще становятся жертвами мошенников.
Психологи говорят, что старики и дети - самые доверчивые. Но у первых есть накопления, потому именно на них и устраивают охоту разного рода мошенники.
"Вам звонит майор Круглов"
Пожилая родственница радостно сообщила: ей позвонили из Cбербанка, пообещали выплатить компенсацию, ни много ни мало - 263 тысячи рублей. В свое время она "купилась" на рекламу и на большую сумму выписала чудодейственные лекарства, которые на поверку оказались бесполезными добавками. Теперь, как ей сказали в банке, мошенников поймали, разоблачили, а обманутым гражданам возвращают деньги. Правда, сначала требуется уплатить подоходный налог - 30 тысяч рублей. Ей и номер счета продиктовали, куда их переводить. Слышали что-нибудь подобное? Пришлось разбираться, благо "финансисты" оставили бабушке телефонные номера, вплоть до некоего управляющего банком по фамилии Ласкин.
Звоню. Что удивительно - все на проводе. И рассказывают ту же сказку про "комитет по выплатам компенсаций". Вот только в Царицынском отделении N 7978 Московского банка Сбербанка РФ, где они якобы работают, ни одного сотрудника с такой фамилией нет. Там сразу сказали: это мошенники.
В общем, бабушку пришлось огорчить. А ситуация оказалась самой что ни на есть банальной.
- У нас 760 дополнительных офисов, 12 отделений, и редкий день обходится без подобного сообщения, - говорит замдиректора управления службы безопасности Московского банка Сбербанка РФ Виктор Баранов. И показывает сводку "сигналов".
Вот в офис N 01289 пришла старушка, просит помочь с блиц-переводом, дает бумажку с данными получателя. Ей позвонили из "комитета по распределению компенсаций", предложили перевести 18 900 рублей, после чего она получит свои 189 тысяч компенсации. Еле убедили не делать глупостей.
С другим пенсионером связался по телефону некий работник прокуратуры Филиппов. Дальше все та же песня про "пойманных мошенников и номер карты, куда направить деньги для оплаты транша".
- У нас есть отдел по противодействию мошенничеству, но не такой многочисленный, чтобы уследить за 760 офисами, - рассказывает Баранов. - Но все служащие проинструктированы, как поступать, если заподозрят обман клиента, особенно в возрасте. С ним проводят беседу, отговаривают от переводов денег незнакомым людям. Бывает и откровенное вымогательство. Старик снимает деньги со сберкнижки, а два-три крепких парня уже поджидают в сторонке. В таком случае сотрудники нажимают тревожную кнопку и вызывают полицию. Но, увы, только отгонишь одних, появляются другие.
Хлебное место
Вокруг банков крутится немало специалистов по отъему денег. Большой фантазией они не отличаются. В основном обещают доверчивым людям возврат советских накоплений или компенсаций за лекарства - в общем, денег с неба. Не исключено, что действует та же самая компания мошенников, которая сначала впаривала лекарства-пустышки, а теперь, пользуясь собранной базой данных, продолжает обирать их под новым предлогом.
Был когда-то в ходу такой розыгрыш: идет человек, смотрит - на дороге лежит кошелек. Только наклонился поднять, а тот отпрыгнул. Кошелек-то на веревочке, за которую дергают мальчишки. Но это невинная забава по сравнению с мошенничеством против стариков.
Недавно, по словам Виктора Баранова, пожилому мужчине срочно потребовалось снять в банке 300 тысяч рублей. Клиент нервничал, торопил. Стали выяснять. Оказывается, ему позвонили из поликлиники с предложением: поступила единственная ампула с лекарством, которое только и может помочь. Никакие аргументы про мошенников на упрямого старика не действовали. При нем сотрудники позвонили в поликлинику, где, конечно, о враче и о лекарстве никто не слышал.
- Да что говорить про стариков! - комментирует Баранов. - Наша сотрудница и та пострадала от мошенников. Шла к банкомату - ей эсэмэска: ваш счет заблокирован - позвоните на номер... Она в спешке набрала, ей команды дают: нажмите то, другое. И тут доходит: ее обвели вокруг пальца. Как потом выяснилось, ее 7,5 тысячи рублей оказались в Караганде.
- Конечно, такие дела доходят до судов, хотя статистику никто не ведет, - говорит Баранов. - Ну посадят их на два-три года. А надо бы лет на 20. Потому что старый, как и малый, не может себя защитить.
Как не стать жертвой обмана?
Советы дают сотрудники службы безопасности банка:
1 Не производить никаких действий по переводу денег по чьему-то звонку. Если кто-то представился сотрудником Сбербанка, позвоните в свой офис, узнайте, есть ли такой сотрудник и по какому вопросу он мог вам звонить.
2 Сейчас пенсии переводятся со сберкнижек на карточки. Ни в коем случае нельзя держать вместе пластиковую карточку и бумажку с пин-кодом. Многие пенсионеры пренебрегают этим советом и остаются без денег. А ворам удобно получить в руки сразу и то и другое.
3 Лучше снимать деньги в банкоматах в офисах или отделениях. Если пользуетесь уличным банкоматом, при наборе пин-кода рекомендуется прикрывать рукой клавиатуру. Есть умельцы, которые в 20 секунд ухитряются монтировать так называемое скиминговое оборудование. В подразделениях банка сотрудники каждые два часа обходят банкоматы, проверяя, нет ли посторонних накладок. А уличные аппараты хоть и находятся под наблюдением видеокамер, но доступнее для преступников.
Корреспонденту "РГ" показали изъятые фальшивые накладки - клавиатуру, устройство для приема купюр и жучок. Как только клиент производит операцию с картой, жучки тут же передают информацию преступникам.
Летом, по словам Баранова, задержали группу мошенников - их дом в Подмосковье был набит скиминговым оборудованием, изготовленным в Китае.
4 Если у вас вымогают деньги, подойдите к окошку и шепните операционисту: меня заставляют... Сотрудник тут же кнопкой вызовет полицию. А та уже разберется с вымогателями.
5 При получении СМС-сообщения по факту перевода (оплаты), не сбрасывая его и не выполняя указаний, обратитесь за разъяснениями в ближайший офис Сбербанка.
Телефоны колл-центра Московского банка Сбербанка РФ:
(495) 500 555 0;
8 800 555 555 0.
Звонки бесплатно.