07.12.2011 23:44
    Поделиться

    Льготы на пригородных поездах находятся под угрозой

    В следующем году льготники пригородных поездов могут стать "невыездными"

    Электрички по-прежнему остаются наиболее востребованным видом наземного общественного транспорта: например, по данным ВЦИОМ, в Московской области ими пользуется каждый второй. Однако доступность проезда для незащищенных слоев населения оказалась под угрозой.

    Дело в том, что финансовое обеспечение бесплатного проезда льготников в пригородных поездах осуществляется за счет средств федерального бюджета, которые пригородные пассажирские компании (ППК) получить пока не могут.

    В соответствии с Программой структурной реформы на железнодорожном транспорте с 2011 года ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) полностью ушло с рынка пригородных перевозок, и на смену гиганту пришли отдельные пассажирские компании. На сегодняшний день, как и планировалось, на территории России созданы 27 ППК, учрежденные с участием РЖД, органов исполнительной власти регионов, а также частных инвесторов.

    Но в процессе решения одной проблемы возникла другая. Дело в том, что, согласно действующему законодательству, ППК не являются субъектами бюджетных отношений, а значит, не могут рассчитывать на компенсации из федерального бюджета на перевозку граждан - получателей социальных услуг.

    Возникает вопрос: как ППК будут возить льготников в 2012 году? Увы, он остается открытым, хотя на дворе уже декабрь. Между тем выход есть - нужно внести изменения в законодательство, а именно - в постановление правительства РФ от 29 декабря 2004 года N 864 "О порядке финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг...".

    Проблема не осталась без внимания властей - еще 27 июля 2011 года состоялось совещание под председательством вице-премьера Александра Жукова, по итогам которого Министерству здравоохранения и социального развития РФ было поручено подготовить проект постановления правительства "О внесении изменений в правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг" и внести его на рассмотрение в правительство до 1 сентября 2011 года.

    Поправки должны были предусматривать изменения, в соответствии с которыми договор на перевозку льготных категорий граждан минздравсоцразвития заключает со всеми перевозочными компаниями, а не только с РЖД. Такой договор заключается ежегодно исходя из запланированной в бюджете суммы, которая рассчитывается на основании базовой ставки, предусмотренной Федеральным законом "О государственной социальной помощи". Кроме того, государство обязано в полном объеме возмещать потери в доходах перевозчиков, возникшие в результате перевозок граждан - получателей социальной услуги. С этой целью перевозчик должен по итогам года на основании имеющихся перевозочных документов представлять в минздравсоцразвития расчет полной суммы затрат, понесенных в связи с перевозкой льготников.

    На этом дело не закончилось - в ноябре в Минздравсоцразвития и Минтрансе России начался непростой процесс согласований. Так, например, в редакции минздравсоцразвития ОАО "РЖД" по-прежнему остается стороной договора, а минтранс является организатором подписания договоров оказания услуг по перевозке граждан - получателей социальной услуги в виде бесплатного проезда железнодорожным транспортом в пригородном сообщении со стороны пригородных пассажирских компаний и ответственным за расчет доли участия пригородных компаний в общесетевых перевозках.

    Увы, от промедления могут пострадать люди, причем самая уязвимая категория граждан. Проект не согласован, что не позволяет внести его в правительство для рассмотрения и принятия. Это ставит под угрозу осуществление перевозок пригородным железнодорожным транспортом федеральных льготников с 1 января 2012 года, считают в РЖД. Кроме того до сих пор не решен вопрос о компенсации потерь доходов перевозчиков, возникающих в результате недофинансирования затрат на перевозки пассажиров по льготным тарифам.

    Между тем для ППК это просто неподъемные суммы, учитывая то, что безубыточной "пригодка" может стать в лучшем случае с 2013 года. Цифры говорят сами за себя: по сообщению пресс-службы ОАО "РЖД", за I полугодие 2011 года в пригородном сообщении отправлено 409,4 млн пассажиров, из них федеральных льготников - 38,5 млн человек, что составляет почти 10% от общего объема.

    По прогнозным данным в 2011 году ОАО "РЖД" перевезет порядка 82,2 млн федеральных льготников. Общая сумма бюджетных поступлений, необходимых для компенсации перевозок данной категории пассажиров по итогам 2011 года составляет около 6 млрд рублей. Причем цена договора ОАО "РЖД" с Минздравсоцразвития России - 4 млрд рублей.

    Стоит также отметить, что ППК не имеют иных источников доходов, кроме платы за перевозки, компенсаций за льготный проезд и субсидий субъектов Российской Федерации. Недостаток финансирования приведет к росту кредиторской задолженности ППК перед РЖД. В результате фактические затраты, а также налоги, уплачиваемые РЖД в бюджет с начисляемых доходов от оказания услуг пригородным пассажирским компаниям, не будут обеспечены фактическими платежами. Однако особая важность решения данной проблемы заключается именно в ее социальной значимости, ведь при существующих условиях понятие льготы может просто потерять свое значение.

    Поделиться