07.12.2011 23:29
    Поделиться

    Пять лет назад в Екатеринбурге была сделана первая операция по пересадке сердца

    Пять лет назад, в середине декабря 2006 года, на Урале произошло важнейшее событие - в центре сердца и сосудов областной клинической больницы № 1 была сделана первая операция по пересадке сердца.
     
    До этого дня все сердечники, нуждающиеся в экстренной замене главного "мотора" организма, вынуждены были ожидать своей очереди на проведение трансплантации в Москве. Несмотря на то, что в Екатеринбурге уже почти пятнадцать лет успешно проводили операции по пересадке печени, замахнуться на сердце уральские специалисты не решались. До декабря 2006-го этой методикой в России владел только московский НИИ имени Шумакова.

    - Если честно, то страха никакого не было. Я просто знал, что без этой операции жить мне осталось от силы месяц. Так что, как говорится, либо пан, либо пропал, - признался во время встречи с корреспондентом "РГ" Александр Орешкин. Именно он был первым пациентом, которому уральские кардиохирурги пересадили сердце.

    Александр с журналистами встречаться не любит. Не нравится ему ощущать себя необычным человеком. Он живет в своем доме в небольшом рабочем поселке Атиг, воспитывает двух сыновей-школьников, потихоньку занимается хозяйством. После "воскрешения" у него вдруг появился дизайнерский талант: Александр начал обустраивать дом, украшать его резными деревянными узорами. Словно убеждал всех окружающих, что жизнь - прекрасна.

    Мы сразу выделили этот дом на поселковой улице: основательный, с голубыми воротами, белыми узорами и подковой над калиткой. Хотя были гостями незваными, поговорить с нами Александр согласился - из-за особо теплых чувств к уральским кардиохирургам, подарившим ему вторую жизнь.

    С Юрием Завершинским, Эдуардом Идовым и Борисом Фадиным - ведущими хирургами ОКБ № 1, которые стояли в тот знаковый день за операционным столом, - Александр Орешкин встречается до сих пор. Естественно, не из-за ностальгии: состояние здоровья пациента № 1 требует постоянного контроля. Как-никак Орешкин для Урала - первопроходец. Врачи говорят, что его сердце работает нормально. Единственное, что беспокоит кардиохирургов, - Александр после операции начал курить.

    - Я двадцать лет сигареты в рот не брал. Бросил, как только выяснилось, что сердце барахлит. А тут, когда осознал, что произошло по сути чудо и я живу благодаря мастерству врачей и сердцу другого человека, вновь начал дымить. Чудо пережить непросто, - с грустью констатирует Орешкин.

    К той знаменательной операции  медики готовились полтора месяца. Из 53 уральских сердечников, включенных в лист ожидания, отобрали восемь добровольцев. Учитывали не только согласие пойти на эксперимент, но и физические характеристики: организм должен быть готов к стрессовой ситуации.

    У 36-летнего Орешкина стоял диагноз - дилатационная кардиопатия. В народе эту болезнь именуют "бычье сердце" - за то, что главный орган больного достигает неимоверных размеров и слабеет настолько, что не может качать кровь по сосудам. Медицина до сих пор не знает, отчего развивается это заболевание. Основная версия - некая инфекция, провоцирующая раздутие сердца.

    До призыва в армию у Александра, отличавшегося богатырским ростом и телосложением, с "мотором" не было никаких проблем. Но к 25 годам выяснилось, что барахлят клапаны. Пришлось ложиться на операцию и ставить искусственные. Несмотря на "подлатанное" сердце, Орешкин работал в полную силу - воротил деревья на лесопилке. Но к 35 уже чувствовал себя инвалидом: вначале стали опухать ноги, потом прихватила одышка. Итогом стала больничная палата и единственный выход - трансплантация сердца.

    Первым на операционном столе он оказался поистине волею судьбы: в больницу после дорожной аварии поступил пациент в состоянии клинической смерти. Срочно проведенные анализы показали: умерший по всем параметрам едва ли не идеально подходит Александру: одна и та же группа крови, необходимый размер сердца, примерно тот же возраст. Даже рост совпадал.

    Операция длилась семь часов. Действия уральских кардиохирургов курировали специалисты из московского НИИ трансплантации и искусственных органов. Всего было задействовано 30 врачей.

    На следующие сутки пациент был отключен от аппарата искусственного дыхания, дышал и говорил самостоятельно. Еще через день он уже мог сидеть. У Александра появились аппетит, хорошее настроение, он стал улыбаться, шутить, читал, смотрел новости по ТВ. По его персональному заказу медсестры принесли в палату видеомагнитофон.

    - Как только я смог ходить, тут же попросил у врачей адрес родных того человека, чье сердце мне пересадили. Очень хотелось их отблагодарить, может, помочь. Но врачи сказали: не надо, - вспоминает Александр. - И я решил последовать их совету.

    За достижения в области трансплантации уральские кардиохирурги удостоены премии "Медицинский Олимп".

    Прямая речь

    Феликс Бадаев, главврач ОКБ №1:

    - В прошлом году мы провели 46 трансплантаций (из них пять - сердца, 14 - печени, остальное - почки). Кроме того, 40 пересадок костного мозга. В 2011-м уже прошло 36 трансплантаций органов, соотношение примерно такое же. Наша больница входит в пятерку сильнейших микрохирургических центров России, мы проводим около пяти тысяч операций в год по разным направлениям. Последняя технология, которую мы освоили, - это детская хирургия, вплоть до хирургии новорожденных.

    Между тем

    По данным облминздрава, болезни сердечно-сосудистой системы занимают сегодня первое место среди всех недугов в Сверд­ловской области. Только в Екатеринбурге от них страдает пять процентов взрослого населения. От заболеваний сердца в регионе ежегодно умирают свыше 40 тысяч человек. В очереди на пересадку стоят около 50 пациентов. Главной проблемой трансплантологии стало отсутствие доноров.

    Поделиться