07.12.2011 23:45
    Поделиться

    На Урале готовят новые туристические маршруты к 400-летию дома Романовых

    Культурно-религиозный туризм в регионе развивается, но нуждается в господдержке

    Еще пять лет назад о паломническом туризме как отдельном виде бизнеса не могло быть и речи. Да и сегодня он держится больше на энтузиазме туроператоров, чем на прибылях. Именно поэтому нуждается в государственной поддержке, считают участники первого Евразийского форума "Гостеприимство и туризм".

    К сожалению, констатируют участники рынка, понятие культурного отдыха в современном российском обществе утеряно. Отпуск ассоциируется прежде всего с пляжным бездельем. Согласно статистике, его выбирают 42 процента из шести миллионов соотечественников, ежегодно выезжающих за границу. К тому же среди нынешних "руссо туристо" редко встретишь человека, который понимает, в чем суть паломничества. Мало кто, к примеру, задумывается, что Турция - это не только страна "все включено", но и территория раннего христианства. Здесь расположены места, связанные с жизнью Пресвятой Богородицы, апостолов Иоанна и Павла, святого Николая Чудо­творца, а Стамбул (Константинополь) - вообще второе после Иерусалима по значимости место для православных.

    Не менее сложно развивать религиозный туризм в России. Пока он существует на грани рентабельности, поэтому заявляет о себе негромко. В Свердловской области, например, даже нет официального реестра туроператоров, занимающихся организацией паломнических туров. Соответственно нет и статистики по турпотокам. Известно только, что Верхотурье, чей Свято-Троицкий храм ЮНЕСКО включило в число наиболее значимых архитектурных памятников мира, посещают порядка 2000 человек в год, но кто из них туда прибывает с целью духовного прозрения, а кто - в рамках внешкольных мероприятий для галочки, неясно.

    Тем не менее туроператоры отмечают, что в последние годы среди путешественников все чаще встречаются люди, интересующиеся религиозной тематикой. Причем тип паломников меняется: если еще 5-8 лет назад среди них преобладали простые люди, неприхотливые в быту, то сегодня туры по святым местам приобретают граждане с достатком, желающие прикоснуться к духовным корням. Наконец, есть туристы, не обязательно верующие и не обязательно православные, которые интересуются историей христианства наряду с памятниками культуры и музеями.

    - Обычно откликаются две категории: те, кто очень ограничен в средствах, и те, кто готов платить за удобства. Объединив их в одной группе, можно получить вполне окупаемый турпродукт, - считает Олег Морозов, исполнительный директор Уральского православного патриотического общества имени Святого Николая Чудотворца.

    С этой точкой зрения соглашается Лариса Раевская, директор турфирмы из Тобольска.

    - Часть общества уже готова платить за религиозные туры, даже несмотря на то, что они не дешевы: скажем, поездка "к истокам Византии" на две недели обойдется примерно в 40 тысяч рублей на человека, в Иерусалим - еще дороже, - говорит она.

    Посещение святых мест помогает не только духовно обогатиться, но и изучить опыт работы паломнических служб за границей. Многие современные пилигримы неплохо владеют технологиями менеджмента и знают, как превратить поиск вечных истин в бизнес-проект. Как призналась Лариса Раевская, заняться паломническими турами в Сибирь ее саму подтолкнула поездка по следам первохристиан. Таких людей в отрасли, как подчеркнул Олег Морозов, становится все больше, и это хорошая тенденция.

    Среди региональных маршрутов сегодня наиболее популярны "Уральская Голгофа", "Симеонова тропа", а также поездки в Абалакский монастырь и Верхотурье. Один из маршрутов, к примеру, географически повторяет путь паломников по старому Верхотурскому тракту - так из Екатеринбурга когда-то отправлялись поклониться мощам Святого Симеона.

    В 2013 году дом Романовых отметит свое 400-летие, в преддверие этой даты востребованы маршруты, связанные с пребыванием царской семьи в Екатеринбурге и Тобольске. Пока среднеуральская и сибирская программы не связаны между собой, но в планах организаторов - объединить их межрегиональным проектом "Царский путь". В данный момент ведутся переговоры с железной дорогой о том, чтобы прицепить к регулярному составу Екатеринбург-Нижневартовск два-три специальных вагона, оформленных в стиле конца XIX - начала XX веков. Один из них будет отдан под музей-библиотеку Романовых, там разместят архивные документы, фото- и видеоматериалы, в других будут возить туристов. Замена автобусов на поезда позволит путешественникам не только с комфортом перенести ночной переезд, но и сэкономить на гостинице. По предварительным расчетам, стоимость билета в плацкартном вагоне обойдется в 4000 рублей, в купе - 6-7 тысяч. Авторы проекта уверены, что новый продукт будет востребован как тур выходного дня. В перспективе же, при наличии стабильного спроса, маршрут может быть продлен до Санкт-Петербурга.

    Отдельное направление - детский православный туризм.

    - Программа должна быть адаптирована для детской аудитории, содержать интерактивные элементы, чтобы ребята были не просто пассивными слушателями, но и участниками действия. В селе Аромашево, например, им предлагают изготовить цветы из бересты, в Верхних Таволгах - вылепить из глины кувшин, в Сысерти - посетить фарфоровый завод, в селе Каменка - покататься верхом на лошадях. По дороге детям поют песни, рассказывают об уральской природе, народных традициях, семейном укладе, патриотизме, нравственности. Осмотр храмов - это всего лишь часть комбинированных маршрутов, - делится опытом Светлана Дрометр, руководитель паломнической службы "Лествица" Фонда Дмитрия Солунского.

    Основные проблемы религиозного туризма на Урале такие же, как у познавательного: слабая инфраструктура в глубинке, отсутствие комфортабельных отелей, точек общепита и туалетов на маршрутах, проблемы с оказанием медицинской помощи туристам и низкая информированность населения о возможностях туроператоров. Попытки популяризировать паломнические туры в СМИ пока успеха не принесли. К примеру, визит уральской делегации во главе с женой губернатора Свердловской области Инной Мишариной в Синайский монастырь освещался только за счет мощного административного подкрепления. Пресс-тур по Свердловской области, организованный обществом Николая Чудо­творца, по словам Олега Морозова, вообще показал, что большинство местных журналистов пока не готово непредвзято писать о религии и культурно-рели­гиозных объектах.

    Да и готовых экскурсоводов для этого направления на региональном рынке нет. Семинаристы не всегда проводят экскурсии как должно, им психологически сложно встать на один уровень с туристом, не всегда верующим, но въедливым, задающим неудобные вопросы. Или, напротив, абсолютно неискушенным в религиозной тематике.

    - Именно поэтому мы готовы в качестве пилотного проекта приглашать на стажировку и обу­чение старшекурсников или выпускников теологических факультетов (только в Екатеринбурге их три). В религиозном туризме случайных людей быть не может: гиды должны понимать суть предмета, при этом быть достаточно креативными, уметь подавать материал в разной форме, в зависимости от аудитории, - говорит Олег Морозов.

    А вот самостоятельно привлечь инвесторов и расширить аудиторию специализированным турфирмам вряд ли по силам. Здесь, по мнению участников форума, нужна помощь местных и региональных властей. В первую очередь информационная. Например, областное министерство культуры и туризма могло бы централизованно доводить до тур­агентств сведения о региональных туроператорах, предлагающих паломнические и культурно-религиозные туры. Чтобы агентства хорошо представляли, кто работает в этом сегменте, и не отправляли клиентов на самостоятельные поиски.

    Компетентно

    Любовь Белогурова, руководитель экскурсионно-паломнического отдела Екатеринбургской митрополии:

    - Необходимо четко разделять понятия религиозного туризма и паломничества. Первое - это одна из форм туризма, существующая в России уже давно. Даже в советские годы маршрут "Золотое кольцо", теплоходные круизы на Валаам и по Волге включали в себя показ объектов православного наследия. И сейчас многие фирмы показывают туристам храмы и монастыри. Эту деятельность можно только приветствовать.

    Паломничество же - это явление церковной жизни, корнями уходящее в глубокую древность. Это форма богопочитания, реализация духовной потребности верующих в поклонении святыням, участии в богослужении на святых местах. Количество паломников практически равно количеству верующих. Например, все приходы Екатеринбургской епархии как минимум раз в год отправляют группы детей и взрослых в паломнические поездки к нашим местным святыням. Экскурсионно-паломнический отдел Екатеринбургской митрополии ведет эту деятельность на протяжении 15 лет. К нам приезжают паломники со всей России и из-за рубежа, особенно 16-17 июля, на Царские дни. И уверяю вас, делать бизнес на паломничестве невозможно и нельзя - это наше служение.

    Поделиться