Сегодня в Москве в Финансовом университете при правительстве РФ открывается Международный форум молодых финансистов. Среди его участников те, кому от 14 до 30 лет, такой форум проводится в России впервые.
Об этом "РГ" рассказал ректор университета, доктор экономических наук Михаил Эскиндаров. Накануне он побывал в редакции на "Деловом завтраке.
Российская газета: Михаил Абдурахманович, кто придумал этот форум и какова его практическая роль в становлении международного финансового центра в Москве?
Михаил Эскиндаров: Идея принадлежит студентам Финансового университета. Кстати, одним из идейных вдохновителей является председатель Научного студенческого общества, студент третьего курса Камо Караян. Он был участником второго Всероссийского конкурса для учеников 11-х классов "Миссия выполнима. Твое призвание - финансист", который наш университет вместе с "Российской газетой" проводит уже пять лет. Камо участвовал в конкурсе, но не стал победителем. Однако потом все же добился цели и поступил в вуз на общих основаниях. Сейчас Камо один из лучших студентов.
Главная идея форума оценить, в каком состоянии находится финансовая мысль у молодого поколения. Основная задача выделить и сплотить талантливую молодежь, которая претворяла бы в жизнь планы развития Международного финансового центра в Москве. Мы собираемся сделать этот форум постоянно действующим. Его участники - школьники, студенты, аспиранты, магистранты, докторанты из десятков вузов страны. Будут обсуждаться не только теоретические и научные доклады, но и различные бизнес-проекты. Обнадеживает и то, что наряду с финансово-экономическими вузами на форуме представлены и технические. Сегодня у ребят из этих вузов есть хорошие идеи, которые не могут дойти до потребителя, потому что не имеют ни финансового, ни бухгалтерского, ни маркетингового обеспечения. А форум попытается свести эти практики. Наши ребята и наши партнеры будут помогать в реализации технических проектов, сопровождая их профессиональной поддержкой.
|
Видео: Наталья Ивановская |
РГ: Всероссийский конкурс для выпускников средних школ "Миссия выполнима. Твое призвание - финансист" по-новому помог взглянуть на отбор будущих студентов вашего вуза, сделав ставку на поиск талантливых ребят в российской глубинке. Как сегодня, спустя пять лет после старта, вы оцениваете этот конкурс, получивший в прошлом году статус всероссийской олимпиады для школьников?
Эскиндаров: Нет ни одного человека, который прошел бы через этот конкурс и был ошибочно принят в вуз. Все ребята сегодня успешные студенты, первая пятерка победителей 2007 года в этом году заканчивает университет. То, что проект продолжается, это и есть показатель его успешности.
Если почитать аннотации участников конкурса о самих себе, кто они, чем занимаются, то откроется совершенно другой мир российской молодежи, отличный от того, который все мы знаем. Это крайне целеустремленные люди, которые одновременно и учатся, и занимаются спортом, и имеют различные хобби. В этом году в конкурсе участвуют уже более 1700 человек. Это означает, что в конечном итоге в марте 2012 года мы получим гораздо больше финалистов. Конкурсанты представляют 74 российских региона. Это радует.
РГ: Почему? Вы же всегда подчеркивали, что ждете на конкурс "ломоносовых" из глубинки?
Эскиндаров: Да, ждем. И сейчас ждем. Но таланты есть и в Московской области. Если раньше мы упор делали на дальние города и районы, то сейчас наша политика ориентирована на Москву и Московскую область и связана исключительно с нехваткой общежитий. Если в 2010 году 63 процента принятых в вуз были ребята из регионов, то в 2011 году их уже 45 процентов. Мы полностью все резервы задействовали, освободили все хозяйственные службы, сократили склады в общежитиях. Мы арендуем несколько общежитий у других вузов. Платим за студентов, которые снимают жилье.
В этом году правительство помогло, университет получил общежитие на 700 человек. Но это бывшее рабочее общежитие и там нужен серьезный капитальный ремонт.
РГ: Каверзный вопрос. Одним из лучших студентов академии когда-то вы называли Андрея Бородина, экс-президента Банка Москвы. Каково сейчас ваше отношение к нему?
Эскиндаров: Хороший вопрос. Я бы себя перестал уважать, если бы собственных детей в зависимости от того, что они ошиблись, перестал бы любить, как любил раньше. Я люблю своих студентов исключительно горячо. Они бывают разные, они бывают талантливые и менее талантливые. От этого моя оценка не меняется.
Что касается непосредственно Андрея Бородина, безусловно, он попал в ту среду, в которую попал. Но его знания и умения от этого не изменились. Другой вопрос, мог бы он поступить по-другому. Наверное, мог, но это его выбор. Единственное, что меня радует, он не обманул простых вкладчиков. А что касается ситуации, пусть разбираются следственные органы.
РГ: Еще один вопрос читателя. Когда в Финансовом университете заработает система скидок для отличников платного отделения?
Эскиндаров: В ближайшие дни будет подписан приказ о таких скидках. Я действительно такое обещание дал, но его выполнение затянулось. Это связано с тем, что мы хотели предоставлять как можно больше скидок. Но Налоговый кодекс не позволяет делать скидки более чем на 20 процентов, иначе вузу придется платить дополнительные налоги. Но скидку в 10 - 15 - 20 процентов мы все-таки сделаем.
РГ: Растет ли конкурс в вуз? Два года назад у вас было 7,5 человека на место, а сейчас?
Эскиндаров: Дело в том, что мы особо сильно не гоняемся за конкурсом. Главное не количество подавших заявление, а их качество. Но мы гордимся тем, что в прошлом году заняли третье место в России по среднему баллу поступивших в вуз. Впереди только два всемирно известных вуза - это МГИМО и Физико-технический институт. Позади такие гранды, как МГУ, Высшая школа экономики, Санкт-Петербурский университет.
Что касается конкурса, то он у нас 23 человека на место, например, на факультет международно-экономические отношения, и 4 - на математический. Если в среднем сложить, то это почти 8,5 человека на место. Но нужно складывать или нет? Кстати, вы не спросили главное - а появляются ли в нашем вузе новые специальности?
РГ: Как раз есть такой вопрос у наших читателей.
Эскиндаров: В конце ноября этого года по распоряжению правительства к нам присоединили Всероссийский заочный финансово-экономический институт с его двадцатью филиалами во всех крупнейших городах страны.
Вместе с ним мы получили и Московский государственный технический колледж информационных технологий, на базе которого скоро появится мощный центр по IT-технологии в банковской сфере. Там будет полный обучающий цикл: колледж, бакалавриат, магистратура, аспирантура, докторантура, повышение квалификации, переподготовка. Реализовать программу помогут крупнейшие банки страны. Мы также приступили к активной подготовке финансовых аналитиков. Будем уделять внимание развитию таких новых направлений, как социология, политология. Открываем в этом году на факультете "международные экономические отношения" совершенно новую учебную программу - международный туризм.
РГ: Вопрос читателя по поводу присоединения Всероссийского заочного финансово-экономического института.Здесь плата за обучение меньше, чем у вас. Собираетесь подтягивать цены?
Эскиндаров: В заочном институте стоимость обучения 80 тысяч рублей, у нас примерно 110 тысяч рублей в год. Придерживать цены - это нереально. Инфляция... И мы должны это учитывать. Вдобавок поднимаем заработную плату преподавателям, увеличиваем социальные выплаты. Поэтому могу обещать только одно, что цены будут расти одинаково, а темп будет чуть выше инфляции или в ее пределах. Пользуясь случаем, хочу подчеркнуть: у нас нет планов разрушить сложившуюся систему заочного образования в этом институте. Наоборот, мы собираемся передать туда собственный институт заочного обучения, внедрять новые технологии, знания, новые кадры.
РГ: Реформу образования сегодня много обсуждают. К какому результату хотим прийти?
Эскиндаров: Если вспомнить историю, как Петр Первый вернулся из Европы и стал боярам бороды срезать, то примерно то же самое произошло с вузами. Нам объявили, что теперь мы будем жить по западному варианту. Хотя было понятно, что готовить хороших инженеров, атомщиков за четыре года нереально. Но отступать уже поздно. Меня лично беспокоит то, что мы начнем массово производить магистров. Их не должно быть много и готовить их должны только отдельные успешные вузы с глубокой научной базой, имеющие хорошие связи с зарубежными учебными научными центрами. Ведь магистр - это не только практик, но и исследователь. Но пока, к сожалению, я не вижу, что такую политику проводит в том числе и министерство образования и науки. Это первое. Второе, что меня тревожит, это попытка превратить в течение короткого времени вузы в исследовательские университеты. При этом можно до конца разрушить систему Академии наук, исследовательских центров и не успеть создать при вузах, как это на Западе принято, исследовательские подразделения.
РГ: Через несколько недель, с 1 января 2012 года, ваш университет станет бюджетным учреждением. Как будете жить дальше?
Эскиндаров: До конца еще не разобрались. Переходя на форму бюджетного учреждения, мы становимся полностью ответственными за финансовую политику, которую проводим. Поэтому от нас потребуется крайне осторожная, взвешенная политика, придется экономить. В этом году доходы в нашем вузе снизились из-за кризиса. Многие государственные и негосударственные учреждения резко сократили расходы на дополнительное образование. Граждане стали экономить на своем профессиональном росте, уменьшилось число желающих получить МBA-степени, повысить квалификацию. Сейчас ищем новые формы. Развиваем дополнительное образование, связанное с непрофильными специальностями. Ситуация тяжелая не только в нашем вузе, в экономике.
Российская газета: Избрана новая Государственная Дума. Как вы считаете, какие вопросы в области финансов ей надо решать в первую очередь?
Михаил Эскиндаров: О том, как дальше развиваться. Очень много внимания уделяется, и справедливо, борьбе с инфляцией, формированию резервных фондов. Но очень мало говорится о том, с помощью каких источников финансирования развивать экономику и инфраструктуру.
Можно, конечно, беречь деньги, ожидая очередного этапа кризиса. В то время как первый этап еще продолжается. А можно, находясь в столь парадоксальном положении, искать и находить эти источники. Очень остро стоит проблема развития ЖКХ. Целые города начинают мерзнуть. Даже в Санкт-Петербурге постоянные отключения горячей воды. Надежды на то, что частный бизнес будет вкладывать в этот сектор, не оправдались. Наоборот, через ЖКХ выкачиваются деньги у населения.
Вторая и очень серьезная проблема - транспортная. Третья - надо возрождать те отрасли, где мы традиционно были сильны и где есть реальные возможности развиваться. Нам надо вернуться к производству тех конкурентоспособных продуктов, которые были когда-то в свое время. В том числе и товары легкой промышленности.
РГ: А что все-таки делать с ЖКХ?
Эскиндаров: Нужна госпрограмма по его развитию, государственные источники финансирования. Другого варианта нет. Бизнес не готов вкладывать деньги в отрасли, которые достаточно долго окупаются.
С помощью государства надо развивать сельскохозяйственное производство. Не избежать господдержки при восстановлении сельхозмашиностроения. Фактически у нас сегодня нет ни одного завода, который бы производил хорошие тракторы. Нужны технологии. Надеяться на то, что нас вытянет нефть и газ, недальновидно.
РГ: А где искать источники финансирования государству?
Эскиндаров: Развивать внутренний спрос и более активно использовать запасы, которые оно копит для борьбы с той же инфляцией. Они у нас мало работают. А деньги, которые не работают, не приносят пользы.
РГ: Госпрограмма утилизации легковых автомобилей помогла повысить внутренний спрос?
Эскиндаров: Безусловно, и наш университет активно поддерживал и эту программу, и программу поддержки автомобильной промышленности страны в целом. Первая причина эмоциональная. Не может держава быть ведущей и великой без своей автомобильной промышленности. Нет в мире ни одной такой страны.
Вторая причина экономическая. Представьте себе на секунду, если бы был закрыт Волжский автомобильный завод с 725-тысячным населением Тольятти, близлежащих городков и селений. В этом случае людям пришлось бы оказывать значительно большую финансовую помощь, чем ту, которая оказана автомобильному заводу. А сейчас он выпускает новые модели автомобилей, которые достаточно конкурентоспособны. Но нужны другие программы стимулирования спроса.
РГ: Какие прогнозы подготовил Финансовый университет на 2012 год? Чем порадуете или огорчите? Как долго, на ваш взгляд, продлится кризис в мире и в России?
Эскиндаров: Думаю, общемировой кризис, связанный с резким спадом экономики, будет длиться 2 - 3 года, затем опять пойдет стабилизация. Но ожидать того, что не будет очередного спада, нельзя. Мы живем в таком мире, в котором кризисы неизбежная сопровождающая ситуация. Что касается валютного курса, то у нас в стране есть серьезные финансовые запасы, есть понимание необходимости поддержки банковского сектора. Мы не прогнозируем серьезных колебаний курса рубля. Правда, ожидать, что мы выйдем из этого мирового кризиса без потерь, тоже не следует. Многое зависит от договоренностей на саммите ЕС.