Закончен II интернет-фестиваль "Дубль дв@"

По решению нашей зрительской аудитории, оценивавшей фильмы Интернет-фестиваля "Дубль дв@" по 10-балльной шкале, первое место занял, завоевав Гран-при, московский автор-режиссер Александр Белобоков с фильмом "Сегодня за окном туман" - о последних днях выдающегося драматурга Виктора Розова.

На этот фильм шли особенно проникновенные отзывы. Не могли смолчать и наши коллеги-журналисты: "Потрясающее свидетельство прекрасно и честно прожитой жизни, к тому же озаренной настоящей любовью. Сильнейшее впечатление!" - пишет Светлана Хохрякова. Сергей Сычев, отмечая "талант и невероятный накал эмоций, который достигается необычными режиссерскими решениями", подчеркивает особое положение Александра Белобокова в кругу кинематографистов: "Белобоков мыслит себя и работает как маргинальный режиссер, который снимает фильмы собственноручно и за копейки, и которого коллеги по цеху воспринимают с трудом. Что, впрочем, не мешает ему производить прекрасные картины. Многие коллеги дразнят его формалистом и не принимают "Сегодня за окном туман", но мне Александр Белобоков видится одним из самобытнейших и интереснейших современных режиссеров России".

Многие вспоминают ранее виденную картину Белобокова "Зина. Жила-была" - шедевр, созданный на стыке документального фото и художественной анимации. Интересно, что и второй фильм, представленный лауреатом на фестивале, - документальная комедия "Алиса, Базилио и мама из Калуги" - тоже получил очень высокий средний балл (9), заняв второе место. Мы надеемся, что наш фестиваль подвигнет кинематографическое сообщество внимательней отнестись к триумфатору.

 
Видео: Сергей Минабутдинов

Надо заметить, что ни одна из картин фестиваля не опустилась ниже оценки 6,9 - что по критериям мировой интернет-базы IMDB является очень большим успехом. И практически не было в программе фильма, который кто-либо из зрителей не назвал лучшим на фестивале. Вот что пишут о необычной по структуре картине "Проклятие N" Евгении Головни, которая формально заняла последнюю строчку в рейтинге: "Посмотрел фильм дважды. Не просто понравился - заставил задуматься и осмотреться. Сменить привычный взгляд - а это важно для меня. Отлично!" - Игорь. Или: "Когда наша псевдо-цивилизация грохнет по голове, и посыплются дома, и столкнутся машины, и нечем будет дышать, и будут плакать дети от бездушия взрослых, - мы вспомним этот фильм-предупреждение. Он проникает в душу - медленно, но верно". - ВВВ.

Если бы у нас в запасе было несколько наград, то за второй и третий призы разгорелась бы нешуточная борьба: лидеры шли кучно. Я рад успеху у наших зрителей молодого сибирского режиссера Владимира Головнева, чей "Занавес" считаю одним из лучших документальных фильмов последних лет. В число главных претендентов на призы, несомненно, попали бы Екатерина Головня с социальной драмой "Затерявшиеся в полях" и Галина Долматовская с картинами о русской эмиграции ("Иван Мозжухин, или Дитя карнавала" и "Серебряковы. Французские этюды") - все эти ленты оценены в 8,7 балла.

А вот оценка фестивального репертуара в целом, которую дает в своем блоге пользователь Интернета под ником surjojo - она довольно типична: "На фестивале собраны поразительные, просто валящие наповал картины русских режиссеров-документалистов. Это наша с вами страна, и она очень интересна, о чем и рассказывают эти фильмы. Был изумительно талантливый фильм сибирского документалиста Евгения Соломина "Каторга". Картины Долматовской и Шахвердиева, по-моему, совершенно необходимо видеть. Это бесценная пища для размышлений о времени и о себе".

 
Видео: Сергей Минабутдинов

Документальное кино - всегда встреча с реальностью: жизнью, какая есть, и ее героями. Перед нами прошли лица и судьбы выдающихся деятелей нашей культуры и рядовых жителей сибирского села, актеров маленького провинциального театра и суперзвезды Великого Немого, женщины, посвятившей себя помощи тем, кто всеми брошен ("Мой друг доктор Лиза" Тофика Шахвердиева), и детей, которые родились инвалидами, но пока верят в свою звезду (его же "О любви"). Это лица из прошлого, настоящего и даже будущего - если считать, что мы учимся на своих судьбах и тем предопределяем наше завтра. Или не учимся - и тогда готовы бесконечно повторять старые ошибки, преступления и трагедии. Документалисты фиксируют, как меняется наш уклад под давлением сдвинувшегося с мест мира ("Затерявшиеся в полях"), какая путаница царит в головах под напором овладевающих страной фобий, вер и суеверий ("Не от мира сего..." Владимира Головнева), как болят и не дают спокойно жить незаживающие раны нашей истории ("Нюрнберг, которого не было" Ирины Васильевой и Игоря Холодкова).

Зрительская аудитория документального кино по определению всегда меньше аудитории кино игрового. И около 15 тысяч просмотров за две недели фестиваля - это для жанра число немалое. Больше всего зрителей пришли к нам из городов России - Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова, Екатеринбурга и Самары. Из стран мира лидируют Германия, Украина, Израиль и США, в аутсайдерах - Швеция, Сингапур и Таиланд. Всего нас смотрели 172 города из 27 стран. Зато число мини-рецензий и отзывов, опубликованных на форуме, возросло до 758 (против 622, присланных на фестиваль игровых лент в апреле).

Далеко не все смотревшие фильмы сочли нужным принять участие в их рейтинге. И, что особенно жаль, не все голосовавшие освоили десятибалльную шкалу: были зрители, которые нажимали самую первую звездочку, полагая, что ставят фильму высший балл, хотя на самом деле они ставили ему "кол", резко снижая его шансы на победу. К сожалению, недоразумение произошло с фильмами "Прокляты и забыты" и "Борис Годунов": первые дни их демонстрации по техническим причинам не работала система зрительских оценок, ее удалось вернуть к жизни только в среду, так что не верьте удручающим цифрам оценивших эти картины - большинство это сделать просто не могли. Хорошо, что картины эти шли вне конкурса, и здесь оценки не сказались на судьбе приза.

Огромное внимание привлек мемориальный показ фильма "Прокляты и забыты" Сергея Говорухина, которого война уже пыталась убить на одном из фронтов, но настигла только недавно. "Фильм сильный, жесткий, очень мужской и такой необходимый - чтоб помнили, чтоб знали, - пишет зрительница Вера. - Хорошо бы его показывать как можно чаще в школах, в институтах, на ТВ, вместо сериального "мыла". А то в стране, победившей фашизм, разгуливают новоявленные фашисты, безнравственность торжествует и глумится. И если не давать ей отпор, не будить память, совесть, как сделал Сергей Говорухин своим фильмом, все может повториться... Вечная память ребятам".

Труднее всего было определить победителей конкурса мини-рецензий, опубликованных в форуме. Умных, точных суждений было много. Но приходилось учитывать и активность авторов: к своему второму "изданию" фестиваль "Дубль дв@" обзавелся постоянными, преданными зрителями, которые с нетерпением его ждали и считали своим долгом в нем участвовать. Таков, например, автор под ником Королевич из Тюмени, который на первом фестивале взял один из призов. Теперь он писал уже из Челябинска, писал много и хорошо, хотя в его почти всегда содержательных рецензиях непосредственность эмоционального отклика, всегда столь ценная, стала уступать место некоему чувству "профессиональной необходимости". И когда он пишет о том, что за 33 минуты фильма он 66 раз уснул и поэтому ничего не понял, я думаю: каково, должно быть, читать такое создателям очень классной, очень необычной картины! Конечно, все можно объяснить усталостью или плохим настроением зрителя, наш автор это понимает и честно воздерживается от оценок вогнавшего в сон фильма. Но от этого отклик не становится менее обидным.

Тем не менее большинство его рецензий - хороший подарок создателям картин, которые, насколько я знаю, следили за разгоревшимся обсуждением внимательно и ревниво. Очень интересные, всегда корректные, часто спорные, но всегда аргументированные суждения высказывал и наш постоянный зритель под ником Vadim. Оба получат в качестве приза выносной жесткий диск для хранения фильмов и набор сувениров от "Российской газеты".

Мы благодарны всем зрителям фестиваля за горячий отклик, а режиссерам фестивальных фильмов за то, что они нашли возможным доверить нам свои картины.