Неожиданную находку обнаружили российские музыканты, копавшиеся в старинных архивах, - неизвестную сонату известного немецкого композитора Людвига Теппера фон Фергюссона.
Он жил на рубеже ХVIII - ХIХ веков и кроме своей композиторской деятельности прославился и тем, что обучал музыке царских детей и великих княжон Российской империи. В Санкт-Петербург Фергюссон перебрался из Гамбурга в 1800 году, получив величайшее приглашение его величества Павла I, уже как признанный композитор с мировым именем.
Таким образом, судьба великого немца надолго оказалась связанной с Россией. Музыку Вильгельма Петровича, как прозвали Фергюссона в России, любили слушать Пушкин, Дельвиг, Кюхельбекер, ну и, естественно, царские особы. Но вот что они слушали?
Считалось, что ничего из наследия композитора не утеряно и все партитуры были известны. Каково же было удивление, когда случайно были найдены совершенно неизвестные ноты. Взглянув на нотные знаки на пожелтевших страницах, Вера Кравцова, которая тридцать лет преподавала в московской консерватории, мгновенно поняла, что они хорошо играются. Как рассказала корреспонденту "РГ" Вера Евгеньевна, сразу была видна рука мастера. Партитура оказалась фергюссоновской сонатой N 2 соль мажор.
И вот теперь неизвестная музыка поистине феноменальной находки прозвучала впервые более чем за двести лет. Интересно, что сонату сыграли в Москве, но на немецкой земле, на территории немецкого посольства. Полномочный министр ФРГ доктор Георг Биргелен пригласил представителей музыкальной общественности Москвы и сотрудников посольства на концерт скрипача Дмитрия Упорина и пианистки Елизаветы Гинзбург.
После выступления руководитель отдела культуры посольства Германии Йенс Байкюфнер рассказал корреспонденту "РГ", как они впервые узнали о находке.
- Российское издательство в лице господина Упорина, - сказал Герр Байкюфнер, - много лет сотрудничало с музеем музыкальной культуры им. Глинки. В библиотеке музея, в отделе раритетов, они нашли старые ноты, заинтересовались, навели справки об авторе - Теппере фон Фергюссоне.
Музыка оказалась настолько интересной, что решили издать ноты и диск. Посольство оказало содействие в публикации, поскольку с удовольствием поддерживает проекты, связанные с историей немцев в России, с культурой российских немцев, ведь Теппер прожил в России много лет.
По мнению скрипача Дмитрия Упорина, несмотря на то, что музыка хорошо слушается, скрипичная партия не сложная. Это дивертисментная музыка, которую под силу сыграть студенту музыкального училища. Учитывая сказанное Упориным, не исключено, что Фергюссон писал эту музыку с оглядкой на царских детей и саму царицу с тем, чтобы не усложнять партитуру, чтобы царственные особы могли их сыграть.
Но в любом случае это большое событие для культурной жизни двух наших стран. По словам полномочного министра ФРГ доктора Георга Биргелена, сегодня, к сожалению, редко звучат музыкальные произведения этого композитора. И, конечно, русское музыкальное издательство провело замечательную исследовательскую работу, открыв для нас эти ноты.