После пятилетнего перерыва состоялись выборы в РАМН, на которых новыми членами академии стали 68 ученых. После окончания сессии обозреватель "РГ" беседовал с президентом РАМН академиком РАН и РАМН Иваном Дедовым
Российская газета: Впервые после пятилетнего перерыва состоялись выборы в академию. Чем вызвана такая пауза?
Иван Дедов: Это было пятилетие, которое определяло приоритетные направления развития медицинской науки в стране. Ни с чем не сравнимое пятилетие! Давно уже в медицинской науке не было столь разительных перемен, как в последние годы. Это ведь говорить легко, что к нам пришли геномные и клеточные технологии, робототехника, вспомогательные репродуктивные технологии, включая ЭКО. Все новинки не перечислить. По сути, можно сказать, что изменился облик медицины. Она сегодня развивается стремительно. И что греха таить, наша страна не всегда успевает за этим темпом. Не успевает во многом потому, думаю, что эти вызовы времени требуют принципиально новых подходов, новых технологий. А главное новых людей.
РГ: Поэтому внесены изменения в Устав академии и избраны новые члены?
Дедов: Конечно! Устав изменен в соответствии с новым законом о науке, который открывает для государственных академий, в том числе и для РАМН, для ее центров совершенно новые финансовые, правовые и административные возможности. И чтобы все это не осталось лишь благим пожеланием, естественно, необходим приток новых сил. Он и состоялся.
РГ: У меня сложилось впечатление, что РАМН получила, можно сказать, беспрецедентное право на увеличение своих штатов, то есть академиков и член-коррров?
Дедов: Впечатление соответствует действительности. Распоряжением правительства РФ в составе РАМН может теперь быть 250 действительных членов и 270 членов-корреспондентов. Ранее были иные цифры: 150 и 226. Появились просто фантастические возможности привлечения новых кадров.
РГ: Среди избранных в члены РАМН 13 человек - это или авторы статей в "РГ", или наши консультанты. Такой уровень сотрудничества крайне важен для газеты.
Дедов: Я бы советовал вам значительно расширить сотрудничество "РГ" с нашей академией, потому что мы избрали в ее состав 68, не побоюсь этого слова, уникальных специалистов. У нас теперь 28 новых академиков и 40 членов-корреспондентов. Каждый из них - это личность, это своя научная школа. Нейрохирург Владимир Крылов, кардиохирурги Юрий Белов, Баграт Алекян, Амиран Ревишвили, трансплантолог Сергей Готье, педиатр Александр Румянцев, эндокринолог Галина Мельниченко признаны не только в нашей стране. При обсуждении кандидатур говорилось, что на их труды часто ссылаются зарубежные коллеги. В академию пришли представители регионов: известнейшие хирурги Владимир Порханов из Краснодара, Александр Караськов из Новосибирска, Сергей Багненко из Питера. По возрасту все они моложе тех, кто уже давно в академии. Это принципиально новая кадровая политика. Пополнение молодыми энергичными, а главное уже состоявшимися учеными, практиками. С их приходом академия связывает надежды, что наша медицинская наука вернет себе утраченные по разным причинам позиции и сделает новый рывок вперед.
РГ: При выдвижении некоторых кандидатур подчеркивалось значение харизмы кандидата…
Дедов: Это тоже знак времени, свидетельствующий, что эти люди известны не только в узком академическом кругу. Они узнаваемы, они признаны, они авторитетны. Такой, надеюсь, будет наша и обновленная академия.
РГ: Кроме избрания новых членов академии, на сессии была серьезная научная программа, посвященная сахарному диабету. Наверняка, кто-то скажет: а как может быть иначе, если академик Дедов глава российской эндокринологической школы?
Дедов: Лестно, что вы меня так назвали. А если всерьез, то напомню, что сахарный диабет признан приоритетом первого порядка систем здравоохранения мира. Он приобрел в наше время характер пандемии неинфекционного заболевания. Да, он не передается через кашель или пожатие рук, как некоторые инфекции. Но он куда опаснее и куда больше зла приносит человечеству. Не случайно, в сентябре нынешнего года на пленарном заседании ООН его определили как опаснейший вызов мировому сообществу. Была принята резолюция по этому недугу, которая определяет стратегию борьбы с ним. На нашей сессии эту проблему мы постарались рассмотреть со всех позиций. Например, академики Ренат Акчурин и Лео Бокерия говорили о том, каковы особенности проведения сложнейших операций на сердце и сосудах при сахарном диабете. Академик Сергей Готье посвятил свое выступление трансплантации почки при осложненном диабете. Члены-корреспонденты РАМН Марина Шестакова и Валентина Петеркова доложили о генетике сахарного диабета и прогнозировании рисков при нем.
РГ: А в вашем докладе были приведены устрашающие данные нашествия диабета: на планете сейчас 385 миллионов "сладких людей" и 400 миллионов к нему приближаются…
Дедов: Но все-таки наше первое после сессии интервью хотелось бы закончить на оптимистической ноте. Я говорил о новых, уникальных возможностях лечения диабета, связанных с развитием генетики, клеточных технологий, гибридной хирургии. Хотя вылечить диабет невозможно, но полноценно жить, работать, заводить семью, рожать здоровых детей вполне реально.