Половина населения мира живет в городах, а в России - даже три четверти. Урбанизация продолжится и в дальнейшем, уверены специалисты. А с ней будет нарастать и количество проблем, связанных с переуплотненностью, ухудшением экологической ситуацией и многими другими животрепещущими вопросами, с которыми в равной мере сталкиваются города всех без исключения государств. Как же сделать их более комфортными для жителей? Поиску ответа на этот вопрос был посвящен Первый Московский международный урбанистический форум, который завершает сегодня свою работу.
Без разговора о пробках на дорогах, конечно же, не обошлось. Глава Сбербанка Герман Греф признался: "Десять лет, как приехал в Москву из Санкт-Петербурга, и все время чувствую себя как в командировке. Хочется все время вернуться из "комфортной" Москвы в Санкт-Петербург, а еще лучше - в Петергоф". Он подсчитал: затрачивая по часу каждое утро и вечер в столичных заторах по пути на работу и с работы, год из десяти он прожил в пробках. "А если человек тратит два часа в одни конец на дорогу? Значит, вычеркнет из жизни два года? - продолжал подсчеты на трибуне форума банкир. Мэр Москвы Сергей Собянин полностью согласен с ним, что такая ситуация не нормальна: "При радиусе Москвы 15 километров это расстояние москвичи должны преодолевать за 15 минут. На самом же деле многие добираются до окраин города часто по полтора-два часа". Он уверен: "Эта проблема решаема и будет решена". Как именно это произойдет в Москве и как делают в других городах, конкретный разговор шел на секции "Транспортная проблема в мегаполисе: как развиваться дальше?" Выяснилось, что выбрав в качестве приоритетов развитие наземного городского транспорта и ускоренное строительство метро ( 75 км за до 2016 года при том что за 80 лет его существования было построено 300 км/), российская столица идет тем же путем, каким идут Париж, Пекин, Лондон и другие крупные города мира.
Впрочем, специальный гость форума Ян Гейл - ученый из Дании, работавший во многих странах мира, вовсе не считает этот путь правильным. "Машины задавили людей, прижали их к стенам домов, - говорил он в своем выступлении, объясняя, почему в городах с непрерывным транспортным потоком каждое утро хуже предыдущего. Он уверен: лучше всего человеку передвигаться на велосипеде. И приятнее, и полезнее для здоровья. Его точку в родном городе разделяют 37 процентов населения, которые ездят на работу только на двухколесном транспорте. Учитывая, что город полуторамиллионный, это не так и мало. На велики пересело даже его зеленое правительство, официально отказавшись от лимузинов. "Им бы нашу зиму", - прокомментировали это москвичи из зала. Словно в ответ им экран продемонстрировал фото, на котором заснеженные копенгагенцы в пургу как ни в чем не бывало крутят педали двухколесных велосипедов. Но больше всего Ян Гейл гордится тем, что у него нашлось немало последователей уже и в австралийском Сиднее, и колумбийской Боготе и даже в Нью-Йорке. В Москве пока велосипедные дорожки - лишь прерогатива парков. Но с чего-то же надо начинать!
"Почему мы с таким удовольствием едем в отпуск в Европу?" - задался в своем выступлении на секции руководитель департамента культуры Москвы Сергей Капков. И сам же ответил: "Потому что там есть погулять".