МИД России организовал новогодний слет дипломатов

Посол США Джон Байерли появился неожиданно. Зашел через центральный вход Большого театра, выложил из кармана ключи и неторопливо миновал металлоискатель.

Еще минут пять назад мы со службой протокола гадали, стоит ли ждать Байерли на ежегодном новогоднем приеме для глав дипломатических ведомств, аккредитованных в России, который в Большом проводило Главное производственно-коммерческое Управление по обслуживанию дипломатического корпуса при МИД России. Было неясно, согласится ли американский дипломат появиться на официальном мероприятии c участием российского министра Сергея Лаврова после резких заявлений, сделанных относительно результатов прошедших в России парламентских выборов госсекретарем Хиллари Клинтон. Несмотря на неблагоприятный "внешний" фон, американский посол пришел.

Новому, недавно назначенному в Москву британскому послу Тиму Барроу удалось, казалось бы, невозможное - попасть в Бетховенский зал театра инкогнито. Будучи пока менее публичным человеком, чем, скажем, французский посол Жан де Глиниасти или посол Израиля Дорит Голендер, он каким-то неведомым способом избежал встречи со службой протокола. Так что на вопрос "РГ", пришел ли представитель Ее Величества на прием, мне могли сообщить только одно: он принял приглашение, значит, должен находиться где-то в зале.

Дипломаты, большинство которых приехали с женами, буднично, словно в аэропорту, выгружали из карманов металлические предметы, проходили через рамку и растерянно замирали в фойе, держа в руках белые листки пригласительных. С восторгом оглядывались и, подхваченные службой протокола, торопились сбросить тяжелые шубы. В Бетховенском зале театра многочисленные представители Африки и Азии, европейцы и главы дипмиссий Латинской Америки, словно забыв в этот вечер о нередко существующих между их странами разногласиях, дружелюбно общались друг с другом. Впрочем, было заметно, что дипломаты из африканских стран все же старались на этом "новогоднем ООН" держаться ближе друг к другу.

Примерно такие же, на первый взгляд незаметные, "кружки по интересам" образовали главы европейских дипмиссий и дипломаты из стран СНГ. Во время вечера что-то оживленно обсуждали между собой британский и французский послы. Поговорить им было о чем, после того как на саммите Евросоюза премьер Британии Дэвид Кэмерон не поддержал франко-немецкий план по выводу еврозоны из кризиса. В отличие от своих мужей, скованных в одежде протоколом, многие супруги дипломатов, представляющих азиатские и африканские страны, пришли в Большой в стилизованных национальных костюмах.

В своем выступлении министр иностранных дел Сергей Лавров говорил о том, что прошедший 2011 год запомнится миру как не самое спокойное время. Это был "период, когда процесс трансформации международных отношений стал одновременно более быстрым и более турбулентным". Лавров пожелал успеха коллегам из Евросоюза "в их усилиях по преодолению непростой финансово-экономической ситуации". Вспомнил министр о событиях на Ближнем Востоке и в Северной Африке. "Мы твердо убеждены, что судьбу своих стран должны решать сами народы, без вмешательства извне", - напомнил позицию России Лавров. Министр вновь вернулся к тезису о необходимости формировать мир на основе универсальных принципов равной и неделимой безопасности и предсказуемости. Этот подход, по его словам, относится и к Евро-Атлантике, и к Азиатско-Тихоокеанскому региону. В новогоднем обращении Лавров призвал коллег по дипломатическому корпусу к взаимному доверию.

А потом пошли поздравления и рукопожатия. Переброситься хотя бы парой слов с главой МИД стремились едва ли не все присутствовавшие в зале. И только когда поток желающих пожать руку Лаврову почти полностью иссяк, к нему подошел стоявший в задних рядах посол США. Хотелось бы написать: подошел смущенно, виновато, но ничего подобного на лице американского дипломата не было. Между Лавровым и Байерли состоялась беседа. Не слишком длинная, чтобы ее можно было счесть дискуссией. Но и не слишком короткая, явно не из числа тех, когда собеседники сквозь зубы цедят приветствия и спешат разойтись. На прощание российский министр и американский дипломат пожали друг другу руки. Мне показалось, что сделали они это искренне. Это дает надежду, что инцидент с выступлением Клинтон окончательно забыт.

Среди тех, с кем Лавров успел обменяться не только парой дежурных фраз, а побеседовать обстоятельно, если, конечно, такой термин применим к разговорам во время праздничного вечера, были послы Испании и Франции. Достаточно долгим, по новогодним меркам, стала встреча министра "тет-а-тет" с новым послом Британии. С представителями европейского дипкорпуса кроме двухсторонних отношений обсуждалась непростая ситуация в Евросоюзе и предстоящий в середине декабря саммит Россия-ЕС, где центральным будет "визовый" вопрос.

"Нам еще предстоит оценить масштаб происходящих в мире перемен, но то, что мы являемся свидетелями крутого поворота исторического процесса, сомнений, мне кажется, не вызывает", - сказал в своем выступлении, обращаясь к гостям, российский министр.

А завершился новогодний прием для глав дипломатических представительств, пожалуй, самым новогодним спектаклем Большого театра - балетом "Щелкунчик" в постановке Юрия Григоровича.