Новости

13.12.2011 00:49
Рубрика: Экономика

Небо пока закрыто

Правительство РФ приняло обновленную программу льготных авиаперевозок для жителей российского эксклава. Возможно, именно этот документ решит назревшую в Калининградской области проблему "закрытого неба".

В следующем году с 15 мая по 15 сентября все жители эксклава смогут летать в Санкт-Петербург и Москву по льготным тарифам. Авиакомпании, которые установят для калининградцев специальные тарифы, получат право на субсидии из федерального бюджета. Компенсация за один льготный билет в направлении Калининград - Москва может достигать 2250 рублей, в направлении Калининград - Санкт-Петербург -1700 рублей.

Программа льготных авиаперевозок действует в Калининградской области с начала этого года, однако сейчас она распространяется только на калининградцев в возрасте младше 23 лет и старше 60 лет. За время действия программы льготными авиабилетами воспользовались всего 2 тысячи человек. Общая сумма субсидий калининградским авиаперевозчикам составила 4,5 млн рублей - при заложенных в программу 800 млн рублей. "Напрашивается решение, что льготы надо распространить на всех жителей Калининградской области", - заявил вице-премьер Александр Жуков во время своего визита в Калининград.

Как считают эксперты, федеральные льготы для всех жителей региона сделают направления Москва - Калининград и Санкт-Петербург - Калининград более привлекательными с точки зрения авиакомпаний. С учетом максимальной планки федеральной субсидии и льготного тарифа, продажа одного датируемого билета на самолет до столицы принесет авиакомпании 5850 рублей. Сейчас улететь из Калининграда в Москву без всяких льгот можно в среднем за 4-5 тысяч рублей. "Если компании согласны работать за 4500 рублей, почему бы им не поработать за 5850", - отмечает руководитель проекта "Финамаэро" Алексей Захаров. Летом розничная планка повышается до 5-6 тысяч рублей, однако перевозчики все равно в плюсе: вместе с возможностью продать билет за 3600 рублей и получить за него 5850 рублей они приобретают почти 100-процентную гарантию выкупа льготного резерва.

Организацией льготных авиаперевозок для жителей Калининградской области федеральные и региональные власти озаботились летом прошлого года, когда авиабилеты экономкласса из Калининграда в Москву подорожали до 10-15 тысяч рублей в одну сторону. Одной из причин всплеска цен стала слабая конкуренция на воздушном рынке эксклава.

В этом году цены на авиабилеты в калининградском направлении стабилизировались. Прошлой осенью на воздушный рынок эксклава пришел российский авиадискаунтер "Авианова", чей "бросовый" прайс-лист (от 600-800 до 2-3 тысяч рублей со всеми сборами за один перелет) несколько разбавил тарифную политику крупных магистральных авиакомпаний. Чуть позже полеты из Калининграда в Москву начал совершать региональный перевозчик из Татарстана, предлагающий билеты по стабильным расценкам - 3-4,5 тысячи рублей в один конец.

Строго говоря, стабильные цены не решили проблему "закрытого неба", назревшую в российском эксклаве два года назад. Тогда обанкротилась местная авиакомпания "КД-Авиа", основу пассажиропотока которой составляли транзитные рейсы из российских городов в Европу. Сейчас самолеты из Калининграда летают напрямую только в Москву, Санкт-Петербург, Варшаву, Минск, Ташкент, Киев и Ригу. До остальных российских и зарубежных городов воздушный путь лежит через Москву или чартером. Если учесть, что попасть из Калининграда в "большую Россию" на поезде можно только при наличии загранпаспорта и транзитной литовской визы, калининградцам выгоднее и удобнее путешествовать наземным транспортом по странам ближайшей Европы, чем по родной стране.

Весной этого года минтранс даже заявлял о готовности предоставить перевозчику, который вновь откроет для российского эксклава авиакоридор, воздушные частоты на льготных условиях. Однако компаний, желающих развивать авиатранзит "российские регионы - Калининград - европейские страны", до недавнего момента не объявлялось.

На днях появилась информация, что в следующем году в аэропорту эксклава будет базироваться региональная авиакомпания из Татарстана. Как заявил представитель авиаперевозчика, на весну запланирована организация прямых рейсов из Калининграда в ряд регионов России, в будущем намечен разлет по Европе. Впрочем, первое время на базе Храброво разместят не больше 2-3 татарстанских самолетов, поэтому о перспективах организации воздушного коридора в масштабах "КД-Авиа" говорить рано. "К тому же для транзита "российские регионы - Калининград - Европа" региональный перевозчик из Татарстана имеет, как мне кажется, недостаточно развитую собственную сеть маршрутов по России", - считает Алексей Захаров. Пока же основные надежды воздушного рынка эксклава эксперты связывают с возможным расширением списка перевозчиков, обслуживающих калининградское направление.

По расчетам ФАС, приход одной дополнительной авиакомпании на маршрут способствует снижению тарифов на 28,5%, двух компаний - на 32%, трех - на 39%. "Сейчас калининградское плечо нельзя назвать ни убыточным, ни сверхприбыльным, - комментирует "РБГ" ситуацию президент фонда "Партнер гражданской авиации" Олег Смирнов. - Можно рассчитывать, что программа льготных авиаперевозок оживит аэропорт, спровоцирует увеличение пассажиропотока и станет фактором прихода в Калининградскую область новых авиаперевозчиков".

Экономика Транспорт Авиатранспорт