Каждый третий работник в России считает, что его руководители выстраивают отношения с подчиненными, используя доверительный стиль управления. Однако больше половины сотрудников не видят заслуг начальства в своем развитии и не удовлетворены тем, как ценят и вознаграждают их усилия на работе. Таковы данные последнего международного исследования Kelly Global Workforce Index.
Треть сотрудников в России (33%) убеждены, что самой важной характеристикой, отличающей хорошего руководителя, является умение четко различать цели и предвидеть проблемы. 22% считают самым важным стиль руководства, 19% - умение формировать коллектив и работать в команде. Для 13% респондентов важна личность руководителя, а вот такие качества, как опыт работы и стиль общения, участники исследования считают малозначимыми (5% и 4% соответственно). 4% предпочли промолчать.
При этом большая часть работников в России заявили, что не ощущают вклада руководства в собственное развитие: 52% респондентов ответили отрицательно на вопрос \"Хорошо ли поработал руководитель на ваш будущий успех?\". И только 30% согласились с положительной ролью начальства в их карьере, еще 18% затруднились ответить определенно.
Оценивая начальство, каждый третий сотрудник в России охарактеризовал стиль руководства в своей компании как доверительный - 36%. 18% описывают стиль руководства как властный, а 13% и вовсе считают своего шефа деспотичным. 17% респондентов говорят о разностороннем стиле управления.
Наиболее доверительные отношения с руководством сложились у сотрудников в Польше (39%). Самые властные руководители в Ирландии (24%) и Китае (23%), а от прямой тирании начальства больше других страдают в Венгрии (17%), Великобритании и Швейцарии (по 15%).
57% российских работников недовольны тем, как их усилия ценят и вознаграждают на работе. Из тех, кто все-таки ощущает такую поддержку, большинство - 59% - говорят, что руководство компании просто ценит хороших работников. Для 24% положительной оценкой их труда выступают бонусы и премии, еще 17% участвуют в программах поощрения лучших сотрудников.
Исторически в нашей стране складывался более жесткий стиль общения между начальником и подчиненным. И то, что сегодня доминирует именно доверительный характер в этих отношениях, свидетельствует о прогрессе управленческой культуры в российских компаниях, считает Екатерина Горохова, вице-президент, генеральный директор Kelly Services CIS:
- Приятно удивил тот факт, что большое количество работников в России отмечают доверительный характер отношений с руководством.
Несмотря на то что менеджмент российских компаний начинает осознавать эффективность демократичного, доверительного стиля управления, все же авторитарный стиль руководства в местных компаниях встречается заметно чаще, чем в международных, в свою очередь отмечает Александр Покрасов, ведущий консультант департамента IT/Telecom рекрутинговой компании Antal Russia:
- То, что большинство сотрудников считают, что их недооценивают, достаточно ожидаемый результат. У проблемы две стороны. С одной, действительно, не во всех компаниях принято мотивировать и поощрять сотрудников пропорционально их вкладу. С другой, очень редкий сотрудник считает, что его оценивают по достоинству, даже если система компенсаций в компании выстроена объективно правильно. Такой высокий показатель сотрудников, которые не готовы советовать своим знакомым и коллегам компанию, в которой они работают, является сигналом для бизнеса. Многие компании сейчас активно занимаются построением своего HR-бренда, однако не все понимают, что процесс должен в первую очередь быть ориентирован на своих сотрудников.
Впрочем, некоторые эксперты полагают, что именно сотрудник как никто другой является \"кузнецом\" своего успеха.
- Немного странно наблюдать результаты ответа на вопрос о вкладе начальника в становление карьеры. Оценивают работу конкретного человека, а не то, насколько хорошо руководитель "поучаствовал" в том или ином процессе. Могу предположить, что многие отрицательно оценили заслугу своего начальства в личном развитии именно потому, что недовольны занимаемой позицией, и решили переложить ответственность за происходящее на плечи руководства. Это проще, чем попытаться разобраться в том, что именно ты делаешь не так, - резюмирует Ирина Антоненко, руководитель группы подбора персонала кадрового центра "ЮНИТИ".
Как бы вы охарактеризовали стиль руководства в вашей организации