Эксперт: РФ и Украина должны заключить газотранспортное соглашение

Основная проблема Украины в вопросе решения газовых споров - это отсутствие реального конструктивного диалога со своим стратегическим партнером, а также отсутствие более жесткой позиции в отстаивании собственных национальных интересов. К такому выводу пришли участники энергетических дебатов на тему "Что отдаст Украина за дешевый газ?", состоявшихся в Киеве.

"Есть разговоры, но нет переговоров. Та тенденция, что как только украинская власть заявляет о якобы скором подписании изменений к газовым контактам, а Кремль, в свою очередь, оперативно опровергает данную информацию, говорит лишь о том, что украинское руководство пытается выдать желаемое за действительное", - подчеркнул участник энергетических дебатов, глава правления альянса "Новая энергия Украины" Валерий Боровик.

Однако, в конечном счете, диалог между двумя странами все-таки состоялся. Напомним, 5 декабря в Москве состоялась рабочая встреча министра энергетики и угольной промышленности Украины Юрия Бойко и председателя правления ОАО "Газпром" Алексея Миллера, в ходе которой обсуждались вопросы, непосредственно касающиеся конструктивного двустороннего сотрудничества в газовой сфере.Стороны договорились, что завершат оформление достигнутых руководством двух стран договоренностей о расширении сотрудничества в газовой сфере до конца декабря 2011 г.

Однако если в двустороннем диалоге и появился некий конструктивизм, то второй недостаток, о котором говорили эксперты, все еще имеется в наличии. Именно ведомая позиция Киева, по мнению специалистов, и сопутствует тому, что Украина всегда оказывается в проигрышном положении. В частности, как только речь заходит о пересмотре газовых контрактов, Украина, по сути, в ущерб себе же сразу заявляет о поиске компромиссного варианта.

"Россия, в отличие от Украины, никогда не говорит о компромиссе. Она ставит перед собой стратегические цели и добивается их. Украине же изначально нужно было также занять более жесткую позицию. Нужно было еще весной озвучить конкретные сроки. К примеру, если не сможем договориться до 1 июня текущего года, тогда мы (Украина. - Ред.) идем в арбитраж. Тем более что у "Газпрома" сейчас непростая ситуация, поскольку со стороны ряда европейских стран имеется целый вал претензий и они уже начали предпринимать конкретные действия, делая попытки отстаивать свои интересы через Стокгольмский суд. Что же сейчас мешает Украине поступить как поляки?" - сетует эксперт.

В качестве одной из наиболее вероятных причин такой лояльности Украины Валерий Боровик предположил ангажированность украинской власти представителями крупного бизнеса. В частности, по его словам, в Украине к власти приходят люди, которые хотят от РФ каких-то экономических или политических преференций лично для себя и своего бизнеса и потому единственный способ переломить эту тенденцию - смена политической элиты в Украине.

Однако, как поведал "РБГ" президент Киевского международного энергетического клуба "Q-club" Александр Тодийчук, также принимавший участие в дебатах, это не единственная причина того, что Украина все время оказывается в проигрышном положении. "В течение последних 20 лет РФ принимает исключительно системные и дальновидные решения. Украина же сугубо ситуативные, как это, кстати, и было с газовым контрактом, заключенным в 2009 году", - подчеркнул Тодийчук.

Чтобы добиться справедливой цены на газ, которая, по мнению экспертов, с учетом ряда существующих сегодня преференций для Украины, должна составлять приблизительно 230 долларов за тысячу кубометров, Украине нужно было использовать все свои возможные рычаги влияния. В частности, как утверждают эксперты, прежде всего необходимо повысить ставку на транзит.

"Реальная рыночная цена на транзит газа, с учетом ее ценовых колебаний для отдельных стран от 2,69 до 13 долларов за тысячу кубометров, составляет 7,5 долларов. Это абсолютно реальная рыночная цена с учетом той монопольной позиции, которую украинская ГТС занимает на рынке энергоресурсов. Тем не менее Украина почему-то не хочет выносить этот билет, этот козырь на газовую войну", - подчеркнул Валерий Боровик.

Однако при всем при этом оба эксперта сошлись во мнении, что если и повышать ставку на транзит, то это нужно делать постепенно. В частности, по мнению Александра Тодийчука, резкое повышение тарифов на транзит лишь укрепит позиции российских альтернативных проектов, таких как "Северный" и "Южный поток".

"Мы, конечно, можем выйти с новой ценой, но это, напротив, может привести к негативным последствиям, поскольку тогда мы непроизвольно активизируем и укрепим значение всем известных альтернативных проектов "Газпрома". Именно по этой причине в этом вопросе необходимо искать золотую середину", - отметил Александр Тодийчук.

Валерий Боровик в свою очередь к альтернативным газотранспортным проектам России относится весьма скептически. Он убежден, что транспортировка газа через "Южный поток" будет обходиться "Газпрому" раз в 5 дороже, нежели через украинскую ГТС, и посему, как отмечает Валерий Боровик, у него существуют серьезные сомнения в отношении того, что инвестор, конечно, не преследующий сугубо политические цели, будет вкладывать деньги в данный проект. Тем не менее эксперт не отрицает тот факт, что все же риски усугубить ситуацию посредством резкого повышения ставки на транзит, существуют. Потому, по мнению Валерия Боровика, сегодня необходимо укрепить значение украинской ГТС и скорейшим образом приступить к созданию украино-российского газотранспортного консорциума.

"Одним из наиболее разумных сценариев было бы создание СП на троих или еще лучше на двоих. А уже после создания СП Украины и России пригласить к участию и Евросоюз", - убежден Валерий Боровик.