Что поможет запустить положительную "цепную реакцию" в отношениях между Россией и ЕС? На каком этапе находятся переговоры по отмене виз? На эти и другие вопросы "РГ" ответил заместитель министра иностранных дел Российской Федерации Александр Грушко.
Российская газета: Вы довольны проделанной к декабрьскому саммиту Россия - ЕС работой?
Александр Грушко: За время, истекшее с июньского саммита Россия - ЕС в Нижнем Новгороде, удалось серьезно продвинуться по ряду приоритетных для наших отношений вопросов, сформировать значимые заделы на будущее. Так что положительная динамика сохраняется, даже несмотря на накрывшую Европу волну финансово-экономических трудностей и сосредоточенность по понятным причинам структур ЕС на внутренних проблемах.
Во-первых, большая работа была проделана в торгово-экономическом блоке взаимодействия с ЕС. Завершается 18-летняя эпопея с присоединением России к ВТО. Рассчитываем, что этот шаг запустит положительную "цепную реакцию" в наших отношениях с Европейским союзом. Прежде всего заинтересованы в придании импульса притормозившемуся процессу выработки нового базового соглашения, которое призвано создать качественно новую основу взаимодействия России и ЕС на обозримое будущее.
Разумеется, рассчитываем на то, что в стратегической перспективе членство России в ВТО придаст ускорение развитию торгово-экономических связей, взаимному притоку инвестиций, в целом улучшению среды для бизнеса.
Важную роль катализатора в наших отношениях играет инициатива "Партнерство для модернизации". Ее реализация способствует сближению наших экономик, повышению их конкурентоспособности на основе научно-технического и инновационного развития. Добавлю, что на сегодняшний день подписаны модернизационные программы действий с 19 европейскими странами.
Кстати, говоря о конкретных экономических проектах, имеющих первостепенное значение для России и стран ЕС, особо отмечу состоявшийся 8 ноября с.г. при участии президента России Д.А. Медведева и канцлера Германии А. Меркель пуск первой "ветки" Североевропейского газопровода. Реализация этого, а также других стратегических проектов - имею в виду в первую очередь "Южный поток" - значительно укрепит энергобезопасность всей Европы.
Во-вторых, мы серьезно продвинулись в деле либерализации двустороннего визового режима с перспективой его полной отмены.
В-третьих, на новое качество выходит взаимодействие в сфере внешней политики и безопасности. Вот несколько примеров. Военные моряки России и стран ЕС плечом к плечу противостоят морским пиратам у берегов Сомали. Авиагруппы МЧС России в координации с профильными структурами ЕС борются с пожарами в европейских странах. Сотрудничаем в урегулировании конфликтов и кризисов в Европе и других регионах мира, хотя, разумеется, по целому ряду вопросов в позициях России и ЕС сохраняются различия. Прорабатываем возможности налаживания военно-технического сотрудничества, контактов по военной линии.
17 ноября 2011 года состоялось заседание Постоянного совета партнерства Россия - ЕС на уровне глав внешнеполитических ведомств. Министр иностранных дел России С.В. Лавров и Высокий представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности К. Эштон осуществили обзор всех аспектов нашего многопланового взаимодействия, провели "сверку часов" по ключевым вопросам международной повестки дня. Важно, что по каждому из четырех общих пространств, составляющих фундамент сотрудничества, были намечены конкретные шаги, направленные на укрепление партнерства России и ЕС.
РГ: Ограничится ли предстоящий саммит исключительно работой над "дорожной картой", в которой, как ожидается, будут прописаны временные рамки ввода безвизового режима между Россией и ЕС?
АГ: Разумеется, не ограничится. В ходе саммита планируется обсудить все ключевые аспекты отношений Россия - ЕС наряду с глобальными проблемами и региональной тематикой. Но вы правы в том, что визовые вопросы, затрагивающие непосредственно интересы миллионов людей, относятся к числу приоритетных. В настоящее время практически завершен процесс разработки перечня "Совместных шагов" на принципе равноправия, которые и Россия, и Европейский союз должны выполнить, чтобы создать условия для перехода к безвизовому режиму для взаимных краткосрочных поездок граждан. На данный момент документ проходит окончательную доводку, и надеемся, что на саммите будет дан "зеленый свет" его реализации.
Очевидно, что переход к безвизовому режиму - вопрос политический. Россия уже заявляла, что готова к его введению. Уверен, что страны ЕС также проявят политическую волю к этому. Ведь по большому счету, свобода передвижения для граждан - это и есть воплощение стратегического партнерства. Вместе с тем нельзя недооценивать "вес" комплекса технических задач, которые необходимо решить для того, чтобы безвизовый режим работал эффективно. Законопослушные граждане не должны испытывать никаких затруднений при пересечении границ. Находясь в гостях, они должны чувствовать себя комфортно и защищенно в правовом отношении. Но граница должна быть непроницаемой для оргпреступности, торговли людьми, наркотрафика. Так что совместная работа предстоит немалая. Мы надеемся, что сотрудничество в ходе реализации этих шагов станет еще одним инструментом сближения между Россией и ЕС.
Но только "Совместными шагами" визовая проблематика в повестке дня Россия - ЕС не ограничивается. На финишную прямую выходят переговоры о внесении изменений в действующее Соглашение Россия - ЕС об упрощении визовых процедур, где стороны поощряются к выдаче многократных виз и расширяются категории "льготников". В Европейском парламенте проходит процедуру одобрения проект российско-польского соглашения о местном приграничном передвижении, которое существенно облегчит взаимные поездки жителей Калининградской области России и сопредельных воеводств Польши.
РГ: Можно ли сегодня говорить о том, что Россия и ЕС стали стратегическими партнерами друг для друга?
АГ: Отношения между Россией и ЕС настолько многогранны, в них столько достижений и пока еще проблем, что вряд ли такие формулы будут точны. Думаю, будет правильно сказать, что пройдена большая часть пути к "полноценному" стратегическому партнерству, которое и должно воплотиться в виде четырех общих пространств. Потенциал для сближения еще не исчерпан и не реализован полностью. Например, в энергетической сфере, где "третий энергетический пакет" ЕС становится серьезным препятствием для осуществления совместных стратегических проектов. Поэтому надо двигаться дальше.
Это касается и нашего арсенала политического взаимодействия, где заложен значительный потенциал роста. С учетом динамичного развития международной обстановки обе стороны заинтересованы в том, чтобы трансформировать интенсивный политический диалог в более действенные механизмы, позволяющие быстро реагировать на возникающие кризисы, совместно принимать решения и их реализовывать.