О миграционной политике Европейского союза, перспективах безвизового режима с Россией и сотрудничестве в противодействии терроризму "РГ" рассказала член Европейской комиссии Сесилия Мальмстрем.
- Некоторые европейские политики заявляли, что "концепция мультикультурализма провалилась". Вы с этим согласны? Какова роль мигрантов в будущем региона?
- Я не знаю, что значит "мультикультурализм провалился". Все страны мира, и особенно Европы, являются поликультурными обществами. В наших странах представлено множество разных национальностей, этнических групп и религий, и в основном это хорошо работает, мы счастливо живем бок о бок. Тем не менее нам необходима интеграционная политика и эффективное управление миграцией. Страны - члены ЕС, конечно, отвечают за свою собственную интеграционную и иммиграционную политику и предоставление убежища. Европейская комиссия помогает им в этом. И хотя необходимо признать, что мы во многих аспектах не смогли должным образом интегрировать мигрантов и управлять миграционными потоками, я не согласна с тем, что выдворение мигрантов и закрытие наших границ решит проблему. Напротив, мы не можем позволить себе игнорировать ту роль, которую мигранты играют в Европе сегодня, и роль, которую они, возможно, сыграют в будущем. Вклад мигрантов в общество имеет большое значение и должен быть полностью признан. Мигранты играют важную роль в экономике принимающих стран. Они вносят вклад в расширение многообразия и культурного богатства этих стран. Кроме того, будучи людьми работоспособного возраста, мигранты внесут важный вклад в укрепление конкурентоспособности Европы в будущем. В то же время денежные переводы мигрантов в страны, из которых они прибыли, имеют большое значение для экономики этих стран.
Европа сталкивается с серьезным демографическим вызовом: население работоспособного возраста сокращается, в то время как число пожилых людей увеличивается. В ближайшие 50 лет численность работающих в ЕС сократится примерно на 50 миллионов человек. Если мы хотим оставаться конкурентоспособными и сохранить европейские системы социального обеспечения, мы должны принимать во внимание все варианты решения задач, возникающих на рынке труда, в том числе миграцию из стран, не входящих в ЕС.
Мы должны активно работать с другими странами, в том числе с Российской Федерацией, с которой ЕС недавно начал вести диалог по таким вопросам, как миграция, незаконная миграция, предоставление убежища и развитие.
Я неоднократно выражала свою обеспокоенность по поводу партий, которые придерживаются ксенофобских взглядов и строят свою, к сожалению, довольно успешную риторику на негативных оценках иммигрантов и других так называемых "угрозах обществу". Это создает очень напряженную атмосферу, и, к сожалению, сегодня мало лидеров, которые выступают за многообразие, а также за важность существования открытого, демократического и толерантного общества, в котором рады всем.
- Есть ли у Европейской комиссии возможности помогать государствам - членам ЕС в более эффективной интеграции мигрантов?
- Интеграция осуществляется в основном на местном уровне, и, следовательно, интеграционная политика должна формулироваться подходом снизу вверх, быть ближе к человеку и проводиться в жизнь при активном участии различных местных структур. Взаимодействие между людьми, живущими по соседству, помогает укрепить взаимное уважение и взаимопонимание. Местные власти отвечают за широкий спектр вопросов и играют важную роль в формировании этого взаимодействия. Они должны стремиться расширить свое участие в ситуациях, когда люди собираются вместе естественным образом, например, на работе, в школах, детских дошкольных учреждениях, в бизнесе.
Центральные органы власти тем не менее должны нести ответственность за обеспечение равенства услуг в каждой стране - члене ЕС, за поддержку муниципалитетов, определение основных задач и принятие комплексных национальных стратегий в сфере интеграции.
Европейский союз со своей стороны может предложить поддержку и стимулировать страны-члены на углубление интеграции с помощью финансовых инструментов, координации политики и обмена информацией. С этой целью 20 июля Европейская комиссия приняла Европейскую повестку для интеграции граждан стран, не являющихся членами ЕС. Она направлена на повышение экономической, общественной и культурной эффективности миграции в Европе и поддержку мер стран-членов по содействию интеграции проживающих на территории ЕС на законных основаниях граждан стран, не являющихся членами ЕС.
Я считаю, очень важно помнить, что миграция - это возможность. Вот почему Европейская комиссия и я лично поддерживаем дальнейшую интеграцию мигрантов. Но, чтобы это произошло, мы все должны делать больше - ради людей, которые сюда приезжают, но также и ради нас самих.
- События в Лампедузе показали слабость шенгенской зоны. Нужно ли пересматривать шенгенские соглашения?
- Шенгенское пространство является одним из наиболее ощутимых, популярных и успешных достижений Европейского союза, хотя события этого лета действительно выявили некоторые его недостатки. Большинство из этих недостатков вытекают из межправительственного подхода в основе управления шенгенским пространством и существующей системы принятия решений. Этот подход был эффективным на ранних стадиях формирования шенгенского пространства, когда в его состав входили всего шесть стран. Недостатки такого подхода проявились сегодня, когда в шенгенское пространство входят 25 стран, и в будущем их, возможно, станет больше.
16 сентября 2011 года Европейская комиссия выступила с предложением перейти от межправительственного подхода к общеевропейской системе, где решения принимаются на уровне ЕС. Такой переход потребует некоторого мужества, особенно в условиях кризиса, когда государства-члены склонны больше ориентироваться на свои национальные интересы, но в итоге движение к действительно общеевропейскому подходу принесет больше пользы всем странам и их гражданам.
Основания для восстановления пограничного контроля останутся такими же, как сегодня: проверки могут быть введены только в случае серьезной угрозы общественному порядку или внутренней безопасности. Изменится то, кто и как будет это делать. В соответствии с новым порядком решение о восстановлении внутреннего пограничного контроля из-за событий, о которых стало известно заранее (крупные спортивные мероприятия, встреча "Большой восьмерки" и так далее) будут приниматься Европейской комиссией (соответствующая страна - член ЕС поставит в известность Европейскую комиссию), при поддержке квалифицированного большинства стран - членов Европейского союза. Обычно эта схема работает успешно, и такие мероприятия, как правило, планируются заранее.
Конечно, на случай, если произойдет что-то неожиданное, террористическая атака или чрезвычайная ситуация, страны - члены ЕС сохраняют возможность срочно закрыть свои границы. Они смогут это сделать на пять дней, а для продления этого срока они должны обратиться в Европейскую комиссию. В таком случае продление будет совместным решением стран - членов ЕС и основано на предложении Европейской комиссии. Европейский парламент и Европейский Совет обсудят эти предложения и примут по ним решение.
- Когда и при каких условиях станет возможной либерализация визового режима между Россией и Европейским союзом?
- Введение безвизового режима остается нашей общей целью. Я хорошо знаю, насколько это важно для россиян, и мы продвигаемся вперед в наших обсуждениях этого вопроса.
Визовый диалог между ЕС и Россией, который должен вести к установлению безвизового режима между обеими сторонами, начался в апреле 2007 года. В его рамках обсуждаются такие вопросы, как безопасность документов, незаконная миграция, в том числе вопросы реадмиссии, общественный порядок и безопасность, а также внешние связи.
В октябре 2011 года в Варшаве вместе с министром юстиции России Александром Коноваловым и представителями Польши как страны - Председателя ЕС, мы приветствовали завершение работы наших экспертов над перечнем "Совместных шагов", необходимых для перехода к безвизовому режиму. Мы надеемся, что документ будет одобрен на предстоящем саммите ЕС - Россия.
За последнее время мы существенно продвинули наш диалог. Тем не менее было бы преждевременным называть конкретную дату введения безвизового режима между ЕС и Россией. После официального одобрения необходимо будет полностью выполнить "Совместные шаги" и проверить их исполнение. Только после этого ЕС сможет рассмотреть вопрос о переговорах по соглашению с Россией о безвизовых поездках.
- Каковы перспективы безвизового режима для взаимных поездок жителей Калининграда и приграничных польских городов на территорию более 50 километров?
- Согласно действующему законодательству ЕС о местном (малом) приграничном передвижении, страны - члены Европейского союза могут заключать двусторонние соглашения с третьими странами, с которыми у них есть сухопутная граница. Эти соглашения охватывают приграничные районы в пределах 30 км (в исключительных случаях 50 км) от общей границы. Согласно этим соглашениям граждане, проживающие в соответствующих приграничных регионах, могут получить право пересечения границы по разрешению на местное (малое) приграничное передвижение без визы.
Особое географическое положение Калининградской области широко обсуждалось с Российской Федерацией. На этом фоне в июле 2011 года мы предложили разрешить Польше заключение двустороннего соглашения о малом приграничном передвижении с Россией, которое будет охватывать всю Калининградскую область и некоторые конкретные польские административные районы за пределами 30-50 километров от границы.
Если Европейский совет и Европейский парламент одобрят предложение Европейской комиссии, в законодательство ЕС будут внесены изменения, и соглашение между Польшей и Россией может быть подписано.
- Какие совместные усилия для борьбы с терроризмом предпринимают ЕС и Россия?
Успешно противостоять международному терроризму, с угрозой которого мы все сталкиваемся, можно только с помощью интенсивного международного сотрудничества. Мы должны еще больше и активнее работать вместе и объединять наши усилия по предупреждению, расследованию и преследованию террористической деятельности. Россия является для ЕС одним из основных партнеров в этой работе.
Сейчас мы изучаем возможности укрепления сотрудничества в этой области. В сферу наших интересов входят, в частности, противодействие радикализации, насилию, защита жизненно важной инфраструктуры и безопасность на транспорте. Многие из этих вопросов касаются проведения в ближайшие годы крупных спортивных мероприятий как в ЕС, так и в России. Таким образом, мы многому можем научиться через обмен информацией и опытом.