Новости

13.12.2011 00:25
Рубрика: Общество

Мини-маркет шаговой доступности

Столичные власти намерены приблизить московскую торговлю к европейской

Сегодня специализированное государственное унитарное предприятие по продаже имущества Москвы проведет три аукциона, на которых будут выставлены помещения под создание сетей социальных мини-маркетов в Северо-Западном, Северо-Восточном, Восточном, Юго-Западном и Южном округах. В январе-феврале следующего года торги на аналогичные объекты состоятся в столичном департаменте по конкурентной политике.

Как пояснили "РГ" в столичном департаменте имущества, каждая "сеточка" может объединить от трех до десяти магазинов площадью от 100 до 500 кв. м . Таким образом, власти намерены привлечь к созданию магазинов шаговой доступности, ориентированных в основном на малообеспеченных людей, крупных ретейлеров, у которых есть и своя логистика, и возможности для хранения продуктов, чего нет у индивидуальных предпринимателей. Все это, по замыслу властей, скажется на снижении сумм в ценниках.

Это ведь только кажется, что магазины в Москве на каждом шагу. Их действительно немало, но тем не менее вдвое меньше, чем в городах Европы и Америки. Если там на тысячу населения приходится 1,5 тысячи кв. м торговых площадей, то у нас только 700 "квадратов". Причем чем ближе к окраинам, тем меньше магазинов. Так, согласно данным департамента торговли и услуг, в Восточном округе обеспеченность торговлей составляет всего 527 кв. м на тысячу населения, в Зеленограде - 494, в Северном округе - 492.

Что же следует из этих сухих цифр? А следует довольно простая и неприятная вещь: высокие цены на продукты, снижать которые пока никто не спешит. Ну, в лучшем случае при покупке на пять тысяч рублей в магазине скинут сотню. "А зачем снижать, если и так покупают, ведь деваться людям некуда, - рассуждает Дмитрий Гордеев, ведущий юристконсульт Института экономики города. - У любого владельца магазина, конечно же, главная цель - это извлечение прибыли и суперприбыли". Не только элементарная жадность мешает торговцам снижать цены. По мнению замруководителя департамента торговли и услуг Никиты Кузнецова, в столице существует реальный дефицит торговых площадей и завышенные цены на их аренду. Например, на Тверской аренда одного квадратного метра торгового помещения обходится в год в 130 тысяч рублей. Если умножить на 100 кв. м (площадь среднего магазина, не принадлежащего сети), получается 13 миллионов в год. Баснословная сумма! Можно, конечно, купить помещение под магазин, но для этого надо иметь минимум 50 миллионов рублей. Максимум не ограничен . "У профессиональных торговцев есть такой термин - издержки обращения, - рассказывает Никита Кузнецов. - Это как раз затраты на аренду и транспортную логистику. Стоимость товара на нашем, московском, прилавке на 60-70 процентов состоит из издержек обращения. В Европе - на 30-40 процентов. Будем менять систему торговли и приближать ее к европейским стандартам". Что же конкретно для этого предполагается сделать? Прежде всего создавать конкурентную среду. Для этого к 2016 году обеспеченность торговыми площадями в Москве с 700 кв. м на тысячу населения должна вырасти до 1200 кв. м. "Торговлю надо развивать системно, - рассуждает Кузнецов. - Если открывать магазины выборочно, точечно, - это путь в никуда. Опять же если обращаться к мировому опыту, то везде - и в Европе, и в Америке, и в Юго-Восточной Азии - существуют малые сетевые магазины шаговой доступности. У нас этого нет. Будем создавать".

Сетевики предложение города уже оценили. "Мы обсуждали эту возможность с представителями столичных департаментов имущества и торговли и услуг, - рассказала "РГ" руководитель отдела по связям с общественностью X5 Retail Group (владеет торговыми брендами "Перекресток", "Пятерочка") Светлана Витковская. - Поддерживаем инициативу и хотели бы участвовать в торгах, потому что площади в Москве - это всегда дефицит". Аналогичной точки зрения придерживаются и в группе компаний "Дикси". "Нам, безусловно, интересно это предложение, если все помещения одного лота будут обладать схожими характеристиками, соответствующими нашим требованиям к торговым объектам по площадям и расположению", - пояснил "РГ" пресс-секретарь "Дикси" Лаврентий Губин. Где власти будут искать новые помещения под торговлю? "По городу 500 недостроенных объектов стоит, - говорит Кузнецов. Часть из них вполне можно приспособить под торговлю. Существует предложение проектировать дома-новостройки с помещениями под торговлю. Такое практиковалось уже в советские времена. Были экспериментальные проекты". В частности, в Зеленограде есть дома, где первые этажи отданы именно под торговые цели. Кстати, сейчас их активно занимают сетевики.

Компетентно

Вячеслав Бобков, директор Всероссийского центра уровня жизни:

- Потребность в снижении цен в магазинах в Москве, несомненно, существует. Несмотря на то что среднегородская зарплата перешагнула рубеж в 40 тысяч рублей в месяц, в столице очень велико расслоение между 10 процентами самых богатых людей и 10 процентами самых бедных. 11 процентов москвичей имеют доходы ниже прожиточного минимума. Он сейчас - 9490 рублей.

Общество Соцсфера Экономика Бизнес Крупные компании Экономика Бизнес Филиалы РГ Столица ЦФО Москва