Существующее между Европейским союзом и Российской Федерацией стратегическое партнерство отличается масштабностью и глубиной, распространяясь в сферу политики, экономики, безопасности и многие другие сферы. Однако это партнерство и воплощающий его диалог не были бы по-настоящему честными и полными, если бы не охватывали также фундаментальных вопросов в области прав человека и демократии, заботящих обе стороны.
Демократия и права человека - основообразующие принципы и обязательные условия членства в Европейском союзе. Для их продвижения существует специальный Европейский инструмент содействия демократии и правам человека (ЕИДПЧ). С его помощью финансируются различные проекты, способствующие развитию демократии и прав человека в мире. В 2012 году ЕИДПЧ отпразднует 15-летие своей работы в России.
Программа основывается на конкурсном распределении российскими и европейскими НПО грантов для реализации конкретных проектов. Каждый год поддержку получают около пятнадцати предложений. Общий бюджет проектов 2011 года в России составил 2,7 миллиона евро.
Проекты выбираются по итогам национальных, региональных или глобальных конкурсов. В них могут принять участие любые зарегистрированные российские или европейские НПО. Национальные конкурсы проводит Представительство ЕС в России. Для каждого проекта-победителя выделяется сумма в размере от 30 до 150 тысяч евро. Региональные и глобальные конкурсы организует штаб-квартира Европейской комиссии в Брюсселе, но курирует тоже российское представительство ЕС. Помимо НПО, в них могут участвовать и высшие учебные заведения. Размер выделяемых средств более масштабный: сумма гранта может достигать полутора миллионов евро.
Чтобы поучаствовать в одном из конкурсов, необходимо тщательно следить за сайтами вышеозначенных организаций. В конце года там анонсируются все будущие конкурсы, дабы участники смогли подготовиться. Качественно составленная заявка - это залог победы. Ведь именно по ней будут судить обо всем проекте в целом.
Как сообщили в Представительстве ЕС в России, конкурс разделен на два этапа. На первом оценивается сама концепция заявки - короткое описание того, что планируется делать в рамках проекта. Соответствует ли она заявкам и задачам конкурса?
Грамотно ли прописана технически? Реальна ли для выполнения? Насколько в проект вовлечены целевые группы? Очень важно, чтобы у организации, претендующей на грант, был налажен диалог с местными властями. Без него большинство проектов реализовать невозможно. Также жюри конкурса оценивает, что будет после окончания проекта. Обеспечена ли его устойчивость? Будет ли он продолжен усилиями общественных организаций?
Те, кто проходит во второй этап, представляют подробное и развернутое описание проекта и его бюджет..
За всей этой громоздкой, но необходимой бюрократией стоит искреннее желание поддержать институты и общественные организации, работающие в области воспитания уважения к правам человека и продвижения демократических ценностей в стране, поддержать многих и многих отважных российских граждан, защищающих эти права и ценности.
"Социально активные медиа в помощь правозащитным организациям" (организация-исполнитель - Charities Aid Foundation Россия)
"Разговор о жизни трудовых мигрантов в России" (Дойче Велле, Академия "Дойче Велле")
"Первая российская киношкола по правам человека" (Гильдия кинорежиссеров России)
"Использование видеоинструментов для проведения кампаний в защиту личных, гражданских, социальных и культурных прав" (People in Need)
"Содействие реализации прав женщин через укрепление гражданского общества" (РОО АННА - Национальный центр по предотвращению насилия)
"Права человека для женщин - включить в сферу внимания" в Чеченской Республике (Региональная общественная организация Союз "Женщины Дона")
"Развитие гражданского общества через продвижение прав женщин" (Межрегиональная женская еврейская организация "Проект Кешер")
"Улучшение государственной политики по основным вопросам прав человека в армии" (Межрегиональный благотворительный общественный фонд "Право матери")
"Объединение усилий гражданского общества на северо-западе России для улучшения доступа к бесплатной медицинской помощи гражданам РФ без регистрации (СПб БОО "Ночлежка")
"Развитие демократии и права жителей сообществ, зависящих от использования местных природных ресурсов" (Центр независимых социологических исследований)
"Общественные наблюдатели: защита права на независимый контроль в местах принудительного содержания" (Московский региональный благотворительный фонд "Социальное партнерство")
"Поддержка и защита прав и обязанностей внутренне перемещенных лиц" в Ингушетии и Чеченской Республике (Датский совет по беженцам)
"Увеличение прозрачности российского электорального процесса на основе ведения долгосрочного электорального мониторинга в регионах РФ" (Региональная общественная организация в защиту демократических прав и свобод "Голос")
Наталья Таубина, директор фонда "Общественный вердикт" - получателя гранта Европейской комиссии в 2010 году на программу "Создание условий и инициирование реформы системы оценки деятельности милиции (реформы милиции)":
- Впервые мы приняли участие в конкурсе грантов Европейской комиссии в 2009 году. И сразу же выиграли. Я не помню, были ли у ЕС замечания по нашей заявке. Что касается проверки нашей деятельности, то у ЕС есть довольно жесткие требования. Но они не представляли особой сложности, потому что наша организация более семи лет существует и получает финансирование из различных источников. Мы знакомы с требованиями разной степени жесткости и готовы им соответствовать. Что касается конкретно нашего проекта, награжденного грантом, то он укладывается в основную деятельность "Общественного вердикта" - содействие людям, пострадавшим от незаконных действий сотрудников правоохранительных органов. Из нашего опыта мы выявили некоторые причины, из-за которых такие незаконные действия существуют. Одним из таких факторов является система оценки деятельности, принятая в органах внутренних делах. Пресловутые количественные показатели, необходимость демонстрировать положительную динамику загоняет сотрудников в условия, когда им приходится идти на фальсификацию. Для снижения уровня произвола необходимо изменить систему оценки. Сначала в "домашних" условиях мы анализировали нормативную базу, которая существует в нашей стране и за рубежом. Потом провели полевую часть исследования в пяти регионах. В трех из них при поддержке местного ГУВД. Работа в регионе начиналась с семинаров и дискуссий, а продолжалась десятками интервью с сотрудниками органов внутренних дел, местных администраций, прокурорами, судьями. Сейчас мы заканчиваем анализ этой информации. Следующий этап - обсуждение результатов и разработка рекомендаций, что и как нужно менять.