Падение зарплаты в России в десять раз превысило средний показатель ОЭСР

 

Европейцы рекомендуют России повысить пенсионный возраст, но сами болезненно относятся к этой идее

России стоит подумать о повышении пенсионного возраста для женщин и отмене досрочных пенсий. Иначе будет крайне сложно довести их размер до уровня 40 процентов от заработка и сбалансировать пенсионную систему.

Так утверждают представители Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), подготовившие доклад о ситуации на рынке труда и социальной политике в нашей стране. Российские эксперты не согласны с некоторыми выводами иностранных специалистов. Например, с таким: рост занятости в России за последние десять лет произошел в основном за счет низкоквалифицированных рабочих.

Презентация доклада состоялась в Высшей школе экономики (ВШЭ). Как заявил главный администратор отдела социальной политики ОЭСР Виллем Адем, пенсионный возраст в России один из самых низких в странах, входящих в организацию, и его следовало бы поднять. Однако, учитывая низкую продолжительность жизни мужчин (63 года против 75 лет в среднем в странах ОЭСР), распространить это только на женщин. И уравнять время выхода на заслуженный отдых для обоих полов - в 60 лет. По мнению экспертов ОЭСР, иначе России сложно будет достигнуть размера пенсии в 40 процентов от заработка, особенно если учесть, что страна вкладывает много денег в здравоохранение, и количество пенсионеров будет увеличиваться. Также они порекомендовали постепенно отказаться от досрочных пенсий. Или переложить выплаты по ним на работодателей.

На самом деле эти разговоры и внутри России витают в воздухе не первый год, но опыт широких протестных движений за рубежом, возникающих при попытках повысить пенсионный возраст, сдерживают власти от принятия решения. По досрочной пенсии власти рассматривали варианты изменения правил выхода на нее. Не исключалось, что она будет назначаться не по истечении стажа работы в той или иной сфере, а в зависимости от реальных условий труда.

Что касается рынка труда и уровня жизни, эксперты ОЭСР констатировали: общий объем производства в России за время кризиса снизился на 11 процентов, в странах ОЭСР - на 5 процентов. Но изменения на рынке труда в России касались не столько сокращения кадров, сколько урезания заработков и рабочего времени. И если ситуация со временем сопоставима - в России оно уменьшилось на 3,7 процента, в ОЭСР - на 4 процента, то цикличное падение зарплаты в нашей стране больше, чем в странах организации, утверждает эксперт. При этом за последнее десятилетие уровень крайней нищеты в России сократился более чем вдвое - с 29 процентов в 2000 году до 13 процентов в 2009-м. И кризис на этот показатель существенно не повлиял. Но характерная черта бедности в России - ее молодость. В основном страдают дети и работающее население.

С занятостью ситуация у нас неплохая. Например, во время кризиса работали 69 процентов населения в возрасте от 15 до 64 лет - это на два процента больше, чем в среднем в ОЭСР. Но в целом эксперты отметили ряд негативных тенденций.

Во-первых, по их мнению, рост занятости в России с 2000 года произошел в основном за счет увеличения числа работников низкой квалификации. Во-вторых, существенно увеличилось число нетипичных трудовых контрактов - временных и гражданско-правовых, заключение которых не обязывает делать отчисления в социальные фонды. При этом совсем без договора в России трудятся, по оценкам ОЭСР, 4 процента работников. В Чили, к примеру, их 20 процентов, в Мексике - 27 процентов.

В-третьих, продолжает сохраняться неравенство в группах крупного и среднего бизнеса. Первым удается повышать производительность, следовательно - зарплату, и обучать работников. Вторые часто существуют за счет барьеров для выхода конкурентов на рынок и географической изоляции. У них плохие условия труда и низкие зарплаты.

В-четвертых, значительно неравенство между российскими регионами. В крупных городах и регионах безработица ниже пяти процентов, а на Северном Кавказе и в южной Сибири она выше 20 процентов (вплоть до максимума в 53 процента). В неэффективных регионах рабочие места создают в основном местные и региональные власти, предлагая низкую зарплату. Попадая в ловушку бедности, люди не могут переехать жить и трудиться в другую местность.

Кроме этого эксперты отметили, что в России работники очень слабо защищены. Например, более половины из них входят в профсоюзы - это один из самых высоких показателей в ОЭСР, однако профсоюзы не в состоянии существенно повлиять на увеличение заработной платы.

Инспекторы по труду не могут эффективно контролировать соблюдение всех норм трудового законодательства, потому что они малочисленны (соотношение инспекторов и работодателей таково, что один инспектор может проверить одного работодателя раз в 20 лет), у них низкая зарплата и они выписывают низкие штрафы за нарушения.

Ряд тезисов вызвал протест российских специалистов. Так, замдиректора Центра трудовых исследований Высшей школы экономики Ростислав Капелюшников не согласился с тем, что занятость выросла за счет неквалифицированных рабочих. На самом деле, по его словам, с 1997 по 2010 годы число занятых на неквалифицированных и низкоквалифицированных работах сократилось на шесть процентов, в то время как число высококвалифицированных стало на семь процентов больше.

За инспекции по труду вступилась начальник отдела профилактики производственного травматизма минздравсоцразвития Татьяна Лозовская. По ее словам, помимо инспекций по труду, за соблюдением всех норм на предприятиях наблюдают технические инспекторы труда профсоюзов. И не было случаев, чтобы инспекции не среагировали на жалобы работников или профсоюзов, если предписания последних не выполняются. К тому же она не увидела связи между низкими зарплатами инспекторов и низкими штрафами, ведь размеры штрафов прописаны в КоАПе. И министерство подготовило законопроект, который увеличит санкции за многие нарушения до 600 тысяч рублей, напомнила она.ъ

Справка "РГ"

Организация экономического сотрудничества и развития - международная экономическая организация развитых стран, объединяющая 34 государства. На их долю приходится около 60 процентов мирового ВВП. С 2007 года Россия ведет переговоры о вступлении в ОЭСР.

а как у них

Нива Миракян, Рим

В минувшее воскресенье центральные площади крупнейших городов Италии попали во власть ста тысяч возмущенных женщин - активисток движения "Если не сейчас, то когда?". Они уверены: "Италия будет спасена, только если решением ее экономических проблем займутся женщины".

Корреспондент "РГ" связалась с одной из лидеров женского этого движения Луизой Риццителли.

По словам Луизы, в создании подобного движения, защищающего интересны и права женщин, Италия нуждалась уже давно: активистки видят свою ключевую роль в выводе Италии из кризиса. Организация уже насчитывает несколько миллионов женщин по всей стране, которые объединены в 131 постоянно действующий комитет. Средний возраст его членов варьируется от 30 до 50 лет. С финансовой точки зрения, движение достаточно автономно.

"Сейчас мы выживаем практически на одном энтузиазме женщин, работающих в нашем движении на добровольных началах, а также за счет небольших пожертвований, исходящих от наших сторонниц и сторонников со всего мира", - пояснила Риццителли. Вместе с тем нельзя назвать движение исключительно феминистской организацией - на мероприятиях присутствует много мужчин, и, по словам Луизы, острые проблемы, например трудоустройства и социального обеспечения, "которые мы пытаемся решить, касаются всего итальянского общества".

"В нашем парламенте представлено всего 20% женщин, а в органах местного самоуправления и того меньше -11%. А разрыв между зарплатой мужчин и женщин достигает сегодня в Италии 30%. Плюс ко всему уровень безработицы среди итальянок по сравнению с другими европейскими женщинами значительно выше. Наша цель - помочь итальянкам интегрироваться во все ключевые сферы, где обычно принимаются решения", - подчеркивает лидер движения.