12.12.2011 23:00
    Поделиться

    Патриция Клоэрти стояла у истоков российско-американских деловых отношений

    (Перевод публикации во вкладке Russia Now в The Washington Post)
    Бен Арис (Ben Aris), специально для Russia Now 
     
    Патриция Клоэрти стояла у истоков российско-американских деловых отношений. В 1995 году президент США Билл Клинтон назначил ее главой Инвестиционного фонда США - Россия, капитал которого составил 440 млн долл. США. Журнал Forbes назвал ее имя среди 100 самых влиятельных бизнесменов - специалистов по заключению сделок в мире. Ее глубокий интерес к России не ослабевал никогда.
     
    Сегодня Патриция Клоэрти - любимица российского фондового рынка. Однако не всегда ее деятельность оценивали столь однозначно. Свою инвестиционную карьеру г-жа Клоэрти начала в секторе здравоохранения США, где известность ей принесла поддержка шотландского проекта по клонированию овец для удешевления производства особого белка. Продолжая интересоваться медициной, г-жа Клоэрти выступила инвестором исследований, которые в конечном итоге позволили создать ряд препаратов, используемых в настоящее время для борьбы с ВИЧ и СПИДом.
     
    Говоря о медицинских исследованиях, Патриция Клоэрти отметила: "В России такие проекты неосуществимы - в стране до сих пор не создана эффективная правовая база в области интеллектуальной собственности, которая могла бы защитить интересы крупных инвесторов в этой сфере". 
     
    О том, что работает и не работает в России, г-жа Клоэрти знает не понаслышке. Ее знакомство с российским фондовым рынком началось в 1994 году, когда она посетила страну в составе официальной американской делегации во главе с Биллом Клинтоном.
     
    Патриция вспоминает: "Я была в своем офисе на пересечении 57-й улицы и Парк Авеню, когда мне позвонили из Белого дома. Человек из администрации президента сказал, что готовит визит Билла Клинтона в Россию и ищет профессионального инвестора, который будет сопровождать президента в поездке и возглавит инвестфонд для работы в стране. Он спросил, не заинтересует ли это меня".
     
    В это время Патриция занимала пост президента Национальной ассоциации венчурного капитала США (U.S. Venture Capital Association), и ее репутация говорила за нее. Свой первый фонд венчурных инвестиций Apax Partners она основала в 1969 году. Под управлением фонда в начале его работы находилось 2 млн долл. США, а к моменту ухода г-жи Клоэрти из компании - более 10 млрд.
     
    Как истинный инвестиционный менеджер, по приезде в Москву г-жа Клоэрти наняла вертолет, чтобы посетить пару заводов и своими глазами увидеть, как на самом деле функционирует производство в России. Сначала она побывала на пивоварнях Sun Brewery [Сан Брюэри], которыми управлял индиец Шив Хемка (Shiv Khemka) - эта компания была одним из наиболее успешных иностранных инвестиционных проектов в России. Затем отправилась на деревообрабатывающую фабрику, расположенную на границе с Финляндией. 
     
    "ДСП там делали по старинке, вручную", - рассказывала Патриция, сидя в роскошном кафе напротив здания Большого театра, работы по реконструкции которого недавно завершились. Это кафе находится в фойе бизнес-центра, в котором расположен офис г-жи Клоэрти. "Чтобы проверить качество досок, бабушки били по ним молотками и по звуку определяли, нет ли в них дефектов. Везде воняло". Однако вместо ожидаемого разочарования Патриция испытала прилив энергии.
     
    "Представители Госдепартамента позвонили вновь вскоре после моего возвращения из Москвы. Они сказали, что проект набирает обороты, и спросили, не могу ли я вернуться в Россию. Я улетела на следующий же день. Не хотела дать себе время передумать", - сказала г-жа Клоэрти.
     
    Президент Клинтон назначил Патрицию главой инвестиционного фонда. В 2004 году она основала Delta Private Equity Partners, частную инвестиционную компанию с американским капиталом, в задачи которой входила инвестиционная поддержка быстроразвивающихся российских компаний. Инвестиции Delta в 55 местных компаний за время ее существования составили более 550 млн долл. США и были осуществлены через два фонда: Инвестиционный фонд США - Россия, созданный в 1994 году, и ставший его преемником частный Delta Russia Fund [Дельта Раша Фанд], который начал свою работу в 2004 году. В настоящее время компания постепенно сворачивает свою деятельность. Все ее инвестиционные активы, за исключением четырех проектов, были проданы, что дало впечатляющие 27% возврата на капитал и позволило обойти по показателям прибыльности некоторых лидеров рынка.
     
    Возможно, самым значительным проектом г-жи Клоэрти стало создание Delta Capital, первого в России специализированного ипотечного банка, который в 2004 году был продан GE Capital  за сумму, в четыре раза превосходящую его балансовую стоимость. Российский рынок ипотечного кредитования находится на начальном этапе развития, но количество новых заключенных сделок удваивается каждые 18 месяцев и власти говорят об утроении этого показателя в течение ближайших пяти лет в связи с уверенным ростом этой сферы бизнеса.
     
    "Самой поразительной чертой российского ипотечного рынка я считаю честность заемщиков. Взяв кредит, они сделают все возможное и невозможное, чтобы его погасить", - рассказывает Патриция. "Россиянам очень важно иметь собственный дом, и они не хотят потерять его из-за неисполнения обязательств по кредиту".
     
    Еще одним значительным вкладом Патриции в развитие российского инвестиционного рынка стало воспитание целого поколения молодых финансистов. 
     
    "Придя в Delta, я первым делом уволила всех экспатов", - говорит Патриция. "[Вместо них] я взяла на работу русских, украинцев, белорусов и грузин".
     
    Кирилл Дмитриев, которого премьер-министр Владимир Путин этим летом поставил во главе Российского фонда прямых инвестиций с капиталом в размере 10 млрд долл. США, - это, пожалуй, самый известный выпускник школы управления активами Патриции Клоэрти.
     
    Г-жа Клоэрти положила начало инвестициям и в другие отрасли российского бизнеса. Среди ее проектов - первая в России успешная сеть супермаркетов, производитель бутилированной воды и упаковочная компания. Одной из первых инвестиций г-жи Клоэрти в России стало участие в капитале завода по производству дизельных двигателей, но здесь деньги фонда исчезли практически мгновенно.
     
    "Я смогла отследить чемодан с деньгами до Вены, но там его след потерялся", - рассказывает Патриция. "Мы смогли найти нашего партнера, но не деньги".
     
    Россия приняла Патрицию. До недавнего времени она являлась членом Консультативного совета по иностранным инвестициям и Попечительского совета фонда "Сколково". Ей очень импонирует московский ритм жизни. В настоящее время она делит свою квартиру с 17-летней балериной, одной из немногих американок, проходящих обучение в Большом театре.
     
    "Это немного странно - все эти телефонные звонки русских и французских танцовщиц среди ночи", - смеясь, рассказывает Патриция, демонстрируя удивительную для ее 71 года энергичность. Ее интерес к России не ослабевает и она верит, что страна находится на пороге изменений.
     
    "Работая в России, нужно помнить, что каждый, с кем тебя сводит бизнес, занимался чем-то другим всего 10 лет назад. Они учились вести дела по таким фильмам, как "Уолл Стрит" (Wall Street). Вот почему здесь так непросто делать то, что отлично работает в других странах. Но взгляните на темпы роста - они сами по себе являются свидетельством способности России учиться".
     
    Также доступна английская версия статьи
    Поделиться