Доля онлайн-продаж у традиционных ретейлеров в России не превышает 10 процентов

Российский рынок онлайн-торговли активно развивается, с каждым годом набирая обороты. Если в 2010 году объем рынка достиг 240 млрд рублей, то в 2011-м он увеличится еще на 30-40%. А в ближайшие пять лет ожидается рост еще как минимум в 2,5 раза. Однако, несмотря на столь впечатляющий результат, пока онлайн-сегмент занимает в общем обороте розничной торговли России всего 1,6%.

По данным исследования, проведенного PwC, больше всего по сравнению с 2009 годом выросла интернет-торговля в сегменте одежды и обуви (на 13%). Помимо одежды, рост показала и категория видео- и аудиопродукции (на 12%), и продажи разного рода услуг. Так, популярность набирает бронирование гостиниц, туров и авиабилетов через Интернет (рост на 11%), а также покупка билетов на развлекательные мероприятия - в кино, театры и на концерты (на 10%).

"Интернет-продажи сегодня в основном приходятся на столицы, но ввиду насыщения рынка Москвы и Санкт-Петербурга основной вектор развития будет в регионах, - считает директор по маркетингу и продажам компании OZON.ru Юлиана Соколовская. - Из-за большого разнообразия интернет-магазинов и возрастающей конкуренции на рынке качество сервиса будет улучшаться день ото дня".

Наиболее популярной формой оплаты интернет-покупок в России по-прежнему остается оплата наличными курьеру. Однако оплата банковскими картами завоевывает все большую популярность. Если в 2009 году только 20% опрошенных предпочитали такой способ оплаты, то сейчас их стало уже 32%. Это связано с активным распространением банковских карт.

"В возможностях электронных платежей мы все еще очень отстаем от развитых стран, - сокрушается директор по развитию бизнеса компании Fast Lane Ventures Татьяна Цветкова. - Однако об определенном прогрессе говорить уже можно. Например, в одном из наших онлайн-сервисов еще год назад всего 2% заказов оплачивались через банковские карты, сегодня эта доля уже ближе к 50%".

Кроме того, растет популярность и нестандартных способов оплаты, таких как смс-платежи с мобильного телефона и платежи через терминалы оплаты. Ими пользуются 32% респондентов.

Постепенно растет и стоимость покупок в Интернете. В прошлом году наибольшее число покупок (30%) пришлось на заказы стоимостью от 10 до 30 тыс. рублей. Скорее всего, это связано с ростом онлайновых продаж бытовой техники и мобильных телефонов. При этом доля совсем небольших покупок (до 500 руб.) постепенно сокращается - с 13% в 2008 году до 5% в 2010-м.

В Интернете все больше магазинов тяготеют к многопрофильности, справедливо полагая, что в ней залог роста продаж и привлечения максимального количества покупателей. Также считают и инвесторы, поэтому наибольший объем инвестиций на российском рынке получают именно многопрофильные супермаркеты и сайты-агрегаторы. Данные исследования PwC говорят о том, что интернет-магазины в формате супермаркетов являются одними из самых успешных каналов продаж. Именно там регулярно совершают покупки 22% покупателей в Сети.

Традиционные ретейлеры все чаще стремятся обзавестись собственным онлайн-прилавком, однако степень популярности этой идеи зависит от специализации магазина.

Традиционные супер- и гипермаркеты пока плохо представлены в Рунете в отличие от супер- и гипермаркетов чисто онлайновых форматов, которые развиваются особенно активно. Ситуация в России коренным образом отличается от мировой практики, где все основные ретейлеры уже давно торгуют через Интернет и входят в рейтинги крупнейших компаний по обороту онлайн-торговли. Скорее всего, это связано с тем, что российский организованный ретейл еще довольно молод по сравнению с мировыми лидерами. Компании предпочитают сосредоточиться на основном бизнесе и пока не уделяют должного внимания развитию интернет-продаж. Пока доля онлайн-продаж у традиционных ретейлеров в России не превышает 10%, а у многих она и вовсе меньше 5%. Однако эксперты говорят о том, что потребители постепенно "взрослеют", набираются опыта и привыкают к мысли о возможности заказа продуктов через Сеть.

"Традиционные розничные сети с дополнительным каналом продаж в Интернете имеют два больших преимущества перед специализированными площадками электронной торговли, - говорит Вардан Гаспарян, старший менеджер практики по управлению цепочками поставок, PwC в России. - Товар можно обменять или вернуть в ближайшем офлайновом магазине, а значит, проблему недоверия потенциальных покупателей можно легко разрешить. К тому же, товары в регионах можно легче и быстрее доставить покупателю за счет сети собственных складов, которые открываются вместе с региональными представительствами компаний".

Однако розничной торговле все же не стоит ожидать увеличения оборота за счет онлайн-продаж. Тот факт, что покупателям стало доступно больше каналов продаж, еще не значит, что они будут тратить больше. Просто они будут покупать по-другому. В то же время нельзя говорить о простом перераспределении покупок из традиционных магазинов в Интернет. Процесс изменения потребительских привычек значительно более сложный.