Новости

Приказ Федеральной службы по тарифам (ФСТ России) от 27 октября 2011 г. N 252-э/2 г. Москва "Об утверждении Методических указаний по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению"

Зарегистрирован в Минюсте РФ 2 декабря 2011 г. Регистрационный N 22489

На основании Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 332 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 29, ст. 3049; 2006, N 3, ст. 301; N 23, ст. 2522; N 48, ст. 5032; N 50, ст. 5354; 2007, N 16, ст. 1912; N 25, ст. 3039; N 32, ст. 4145; 2008, N 7, ст. 597; N 17, ст. 1897; N 23, ст. 2719; N 38, ст. 4309; N 46, ст. 5337; 2009, N 1, ст. 142, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738, N 9, ст. 1119, N 18 (часть 2), ст. 2249; N 33, ст. 4086; 2010, N 9, ст. 960; N 13, ст. 1514; N 25, ст. 3169; N 26, ст. 3350; N 30, ст. 4096; N 45, ст. 5851; 2011, N14, ст. 1935; N 32, ст. 4831), а также в соответствии с Основными положениями формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 года N 1021 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 2, ст. 175; 2002, N 21, ст. 2001; 2006, N 50, ст. 5354; 2007, N 23, ст. 2798; N 45, ст. 5504; 2008, N 50, ст. 5971; 2009, N 5, ст. 618, N 30, ст. 3842; 2010, N 49, ст. 6520; 2011, N 8, ст. 1109; N 35, ст. 5078), и протоколом Правления ФСТ России от 27 октября 2011 года N 65-э, приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Методические указания по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению.

2. Признать утратившими силу приказы ФСТ России:

- от 23 ноября 2004 г. N 194-э/12 "Об утверждении Методических указаний по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению" (зарегистрирован Минюстом России 17 декабря 2004 г., регистрационный N 6212);

- от 5 декабря 2008 г. N 332-э/15 "О внесении дополнения в Методические указания по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 23 ноября 2004 г. N 194-э/12" (зарегистрировано Минюстом России 16 января 2009 г., регистрационный N 13085).

3. Настоящий приказ вступает в силу в установленном порядке.

Руководитель Федеральной службы по тарифам

С. Новиков

Приложение

Методические указания по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению

I. Общие положения

1. Настоящие Методические указания по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению (далее - Методические указания), разработаны в соответствии с Положением о Федеральной службе по тарифам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 332 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 29, ст. 3049; 2006, N 3, ст. 301; N 23, ст. 2522; N 48, ст. 5032; N 50, ст. 5354; 2007, N 16, ст. 1912; N 25, ст. 3039; N 32, ст. 4145; 2008, N 7, ст. 597; N 17, ст. 1897; N 23, ст. 2719; N 38, ст. 4309; N 46, ст. 5337; 2009, N 1, ст. 142, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738, N 9, ст. 1119, N 18 (часть 2), ст. 2249; N 33, ст. 4086; 2010, N 9, ст. 960; N 13, ст. 1514; N 25, ст. 3169; N 26, ст. 3350; N 30, ст. 4096; N 45, ст. 5851; 2011, N 14, ст. 1935; N 32, ст. 4831), и Основными положениями формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 года N 1021 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 2, ст. 175; 2002, N 21, ст. 2001; 2006, N 50, ст. 5354; 2007, N 23, ст. 2798; N 45, ст. 5504; 2008, N 50, ст. 5971; 2009, N 5, ст. 618, N 30, ст. 3842; 2010, N 49, ст. 6520; 2011, N 8, ст. 1109; N 35, ст. 5078).

2. Методические указания определяют основные принципы и порядок формирования и регулирования розничных цен на газ, реализуемый населению (далее - розничные цены на газ).

3. Розничные цены на газ утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.*

II. Принципы формирования розничных цен на газ

4. Государственное регулирование розничных цен на газ осуществляется путем установления их фиксированного уровня исходя из:

а) возмещения поставщикам газа (газоснабжающим организациям) экономически обоснованных затрат, связанных с добычей, транспортировкой, переработкой, хранением, распределением и поставкой (реализацией) газа;

б) удовлетворения платежеспособного спроса на газ, достижения баланса экономических интересов покупателей и поставщиков газа;

в) учета в структуре регулируемых цен на газ всех налогов и иных обязательных платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

г) учета разницы в стоимости услуг по транспортировке и поставке (реализации) газа различным группам потребителей и в различные районы.

5. Розничные цены устанавливаются дифференцированно по следующим направлениям (наборам направлений) использования газа:

- на приготовление пищи и нагрев воды с использованием газовой плиты (в отсутствие других направлений использования газа);

- на нагрев воды с использованием газового водонагревателя при отсутствии центрального горячего водоснабжения (в отсутствие других направлений использования газа);

- на приготовление пищи и нагрев воды с использованием газовой плиты и нагрев воды с использованием газового водонагревателя при отсутствии центрального горячего водоснабжения (в отсутствие других направлений использования газа);

- на отопление с одновременным использованием газа на другие цели (кроме отопления и (или) выработки электрической энергии с использованием котельных всех типов и (или) иного оборудования, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирных домах);

- на отопление и (или) выработку электрической энергии с использованием котельных всех типов и (или) иного оборудования, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирных домах.

6. Розничные цены на газ на отопление и (или) выработку электрической энергии с использованием котельных всех типов и (или) иного оборудования, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирных домах, дифференцируются по группам потребителей со следующими объемными характеристиками:

- с годовым объемом потребления газа до 10 тыс. м3 включительно;

- с годовым объемом потребления газа от 10 до 100 тыс. м3 включительно;

- с годовым объемом потребления газа свыше 100 тыс. м3 .

На период доведения регулируемых оптовых цен на газ для населения до уровня регулируемых оптовых цен на газ для прочих потребителей допускается не дифференцировать розничные цены на газ на отопление и (или) выработку электрической энергии с использованием котельных всех типов и (или) иного оборудования, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирных домах в зависимости от годового объема потребления газа, либо объединить группы с годовым объемом потребления газа до 10 тыс. м3 включительно и от 10 до 100 тыс. м3 включительно.

7. В случае проведения дифференциации розничных цен на газ на отопление и (или) выработку электрической энергии с использованием котельных всех типов и (или) иного оборудования, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирных домах, в зависимости от годового объема потребления газа, отнесение конечных потребителей к различным группам для целей расчета и применения розничных цен осуществляется исходя из годового объема поставки газа данному конечному потребителю на текущий год отдельно по точкам подключения сетей конечных потребителей к газораспределительным сетям (местам соединения сетей конечных потребителей с газораспределительными сетями).

При этом первоначальное отнесение конечных потребителей к группам, по которым дифференцируются розничные цены на газ, для целей их применения осуществляется исходя из:

- годового договорного объема поставки газа данному конечному потребителю на текущий год для вышеуказанных в данном пункте направлений использования газа по отдельным точкам подключения сетей конечных потребителей к газораспределительным сетям с учетом заключенных до начала доставки газа в текущем году дополнительных соглашений, либо в пересчете на год, в случае если договор заключается с новым потребителем на неполный год;

- фактического объема поставки газа данному конечному потребителю на текущий год для вышеуказанных в данном пункте направлений использования газа в предыдущем году (в случае, если договор поставки заключен на неполный год и (или) в договоре отсутствует разбивка объемов по отдельным точкам подключения сетей конечных потребителей к газораспределительным сетям) по отдельным точкам подключения сетей конечных потребителей к газораспределительным сетям, либо в пересчете на год в случае отсутствия данных по потреблению за полный год.

Пересчет объема газа на год в случае, если договор (дополнительное соглашение к договору) заключается на неполный год вследствие ввода в эксплуатацию нового газоиспользующего оборудования (далее - новый конечный потребитель), осуществляется путем деления договорного объема поставки газа на количество полных месяцев действия договора и умножения полученной величины на 12. При этом полным месяцем считается месяц, в котором договор действует более 15 календарных дней.

В случае, если объем газа, полученный в результате пересчета, превышает объем, указанный в разрешении на использование топлива, то он принимается на уровне, указанном в разрешении на использование топлива.

В случае если договор заключается с новым конечным потребителем на неполный год и одновременно заключается договор поставки газа на следующий полный календарный год, то в текущем году отнесение конечных потребителей к группам, по которым дифференцируются розничные цены, осуществляется исходя из годового договорного объема поставки газа данному конечному потребителю на следующий полный календарный год, по отдельным точкам подключения сетей конечных потребителей к газораспределительным сетям.

В случае если договор заключается с новым конечным потребителем на неполный год для проведения ремонтов, аварийных работ, пусконаладочных работ, осуществления переноса газопроводов, врезки, продувки и заполнения вновь построенных новых газопроводов и иных аналогичных работ, не предполагающих систематического проведения (далее - разовые работы), пересчет объема газа на год не осуществляется.

В случае если фактический объем поставки газа конечному потребителю по отдельным точкам подключения сетей конечных потребителей к газораспределительным и газотранспортным сетям за текущий календарный год выходит за объемные пределы группы, к которой он был первоначально отнесен, то проводится корректировка его отнесения к группе в соответствии с правилами, приведенными в пункте 25 настоящих Методических указаний.

Если газ поставляется через несколько точек подключения и схема расположения приборов учета расхода газа не позволяет определить, через какую точку подключения он поставлен, то такая совокупность точек подключения для целей отнесения конечных потребителей к группам рассматривается в качестве одной точки и конечный потребитель относится к группе исходя из суммарного объема поставки газа через указанные точки подключения.

8. На период доведения регулируемых оптовых цен на газ для населения до уровня регулируемых оптовых цен на газ для прочих потребителей допускается дифференциация розничных цен на газ, используемый для отопления жилых помещений сверх социальной нормы площади жилья и в ее пределах, а также отдельное установление розничных цен для таких направлений использования газа, как отопление нежилых помещений и подогрев корма для скота при условии отсутствия приборов учета расхода газа.

При этом разница между розничными ценами по идентичным с точки зрения объема потребления газа направлениям использования газа, в том числе между розничными ценами на газ, используемый для отопления жилых помещений сверх социальной нормы площади жилья и в ее пределах, не должна превышать существующую разницу между регулируемыми оптовыми ценами на газ для населения и для прочих потребителей.

Не допускается установление розничных цен на газ на отопление и (или) выработку электрической энергии с использованием котельных всех типов и (или) иного оборудования, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирных домах, на уровне, превышающем конечные цены на газ для групп прочих конечных потребителей с аналогичными объемными пределами их формирования. Для выполнения последнего условия вводится территориальная дифференциация розничных цен на газ на отопление и (или) выработку электрической энергии с использованием котельных всех типов и (или) иного оборудования, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирных домах, не совпадающую с территориальной дифференциацией розничных цен на газ по другим направлениям (наборам направлений) использования газа. При этом подходы к территориальной дифференциации розничных цен на газ по рассматриваемому направлению его использования определяются исходя из структуры территориальной дифференциации конечных цен на газ для прочих потребителей.

9. Розничные цены на газ устанавливаются без территориальной дифференциации на территории субъекта Российской Федерации или дифференцированно по территориям обслуживания (географическому размещению потребителей) отдельных поставщиков или газораспределительных организаций (далее - ГРО), а также по территориям, для которых оптовые цены на газ, как регулируемые, так и договорные, тарифы на услуги какой-либо ГРО по транспортировке газа по газораспределительным сетям и (или) плата за снабженческо-сбытовые услуги какого-либо поставщика газа по группе "население" составляют различную величину.

Если вследствие структурных изменений, связанных с изменением количества ГРО, осуществляющих транспортировку газа населению и (или) количества поставщиков газа, осуществляющих его поставку населению, в соответствии с положениями настоящих Методических указаний возникает необходимость отказа от территориальной дифференциации розничных цен на газ либо ее изменении и это приводит к невозможности соблюдения ограничения по предельному уровню роста стоимости жилищно-коммунальных услуг и (или) платежей граждан за них для какой-либо из рассматриваемых территорий, сохраняется прежняя территориальная дифференциация розничных цен на газ при условии ее поэтапного приведения в соответствие с положениями настоящих Методических указаний с учетом необходимости соблюдения предельных уровней роста жилищно-коммунальных услуг и (или) платы граждан за них.

10. Необходимыми условиями для установления розничных цен на газ без территориальной дифференциации на территории субъекта Российской Федерации являются:

- наличие одного поставщика, реализующего газ населению;

- одинаковый расчетный уровень розничных цен на газ, определенный для зон обслуживания разных поставщиков, в случае если газ на территории субъекта Российской Федерации реализуют населению несколько поставщиков.

11. При появлении на территории субъекта Российской Федерации новой зоны газификации, для которой устанавливается отдельная регулируемая оптовая цена на газ для населения (несколько оптовых цен в случае, если новая зона газификации разделяется на несколько ценовых поясов) устанавливается отдельная розничная цена на газ, определяемая на основании размеров оптовой цены, тарифов на услуги по транспортировке газа и платы за снабженческо-сбытовые услуги поставщиков газа, установленных для группы "население" для соответствующей территории, за исключением случаев, когда выполняется условие, приведенное в третьем абзаце 10 пункта настоящих Методических указаний.

12. При поставке газа населению в регионах, не входящих в Единую систему газоснабжения, в случае, если оптовые цены на газ для населения и прочих потребителей установлены на одном уровне, розничные цены на газ устанавливаются дифференцированно для сельских и иных территорий, если такая дифференциация была предусмотрена по состоянию на 1 января 2011 года. Розничные цены на газ для сельских территорий не могут составлять менее 70% от розничных цен на газ, установленных для иных территорий. С 1 января 2012 года проводится поэтапное выравнивание розничных цен на газ, указанных выше в данном пункте с учетом необходимости соблюдения предельных уровней роста стоимости жилищно-коммунальных услуг и (или) платы граждан за них.

13. В случае если структура и (или) уровень установленных на момент вступления настоящих Методических указаний в силу розничных цен на газ не соответствует их положениям, то они приводятся в соответствие с учетом необходимости соблюдения предельных уровней роста стоимости жилищно-коммунальных услуг и (или) платы граждан за них.

14. Розничные цены на газ рассчитываются и устанавливаются в рублях и копейках с учетом в цене налога на добавленную стоимость за 1000 м3 (1 м3 ) газа, приведенных к следующим стандартным условиям:

- температура t = 20 С;

- давление р = 760 мм. рт. ст.;

- влажность = 0%.

Для направлений (наборов направлений) использования газа за исключением:

- на приготовление пищи и нагрев воды с использованием газовой плиты (в отсутствие других направлений использования газа);

- на нагрев воды с использованием газового водонагревателя при отсутствии центрального горячего водоснабжения (в отсутствие других направлений использования газа);

- на приготовление пищи и нагрев воды с использованием газовой плиты и нагрев воды с использованием газового водонагревателя при отсутствии центрального горячего водоснабжения (в отсутствие других направлений использования газа),

розничные цены на газ рассчитываются и устанавливаются в рублях и копейках с учетом в цене налога на добавленную стоимость за 1000 м3 газа.

Порядок расчета розничных цен на газ

IV. Порядок установления розничных цен на газ

27. Розничные цены на газ утверждаются на календарный год. В случае если установление розничных цен не совпадает с началом календарного года, их последующий пересмотр осуществляется с началом следующего календарного года. Если составляющие розничной цены на газ (оптовая цена на газ, тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, ПССУ поставщиков газа) устанавливаются с календарной разбивкой, то розничные цены также устанавливаются средние на календарный год либо с той же календарной разбивкой.

Если составляющие розничной цены на газ (оптовая цена на газ, тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, ПССУ поставщиков газа) устанавливаются с календарной разбивкой, а розничные цены утверждаются без нее, сохраняется расчетный объем годовой выручки поставщика газа от реализации газа населению, для чего в расчете используются среднегодовые значения оптовых цен на газ, тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и ПССУ поставщиков газа.

28. При проведении пересмотра розничных цен на газ с задержкой относительно пересмотра ФСТ России составляющих розничных цен учитываются выпадающие доходы поставщика газа населению за время, прошедшее с момента введения в действие пересмотренных оптовых цен на газ, тарифов на услуги ГРО и ПССУ.

29. В случае изменения объемов реализации газа, состава поставщиков газа, распределения потребителей между поставщиками и иных обстоятельств, повлекших за собой убыточность реализации газа населению, розничные цены на газ пересматриваются с учетом положений настоящих Методических указаний до пересмотра ФСТ России тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и размера ПССУ с одновременным уведомлением ФСТ России о причинах пересмотра.

* Пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.1995 N 332 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 17, ст. 1539; 2001, N 7, ст. 656; 2005, N 7, ст. 560; 2006, N 17 (часть 2), ст. 1882; 2007, N 23, ст. 2792; 2008, N 7, ст. 597, N 24, ст. 2873; 2011, N 35, ст. 5078).

Коэффициенты дифференциации розничной цены на газ для различных направлений (наборов направлений) использования газа