14.12.2011 12:54
    Поделиться

    КРСК одобрила 10 инвестпроектов в СКФО стоимостью 80 миллиардов

    Корпорация развития Северного Кавказа (КРСК) рассмотрела 54 инвестпроекта регионов СКФО. Сумма, необходимая для их реализации, превышает 150 миллиардов рублей. Десять проектов стоимостью более 80 миллиардов были одобрены Советом директоров КРСК.

    Госкорпорация готова вложить в эти проекты 8,5 миллиарда рублей. Их реализация позволит создать 8,5 тысячи рабочих мест в округе. КРСК (дочернюю компанию Внешэкономбанка) можно назвать уникальной для России государственной структурой, она была создана чуть больше года назад для реализации масштабных бизнес-идей в СКФО. Корпорация расположилась в Ессентуках. Именно сюда "стекаются" самые интересные инвестиционные предложения, которые должны стать "локомотивами" развития экономики округа.

    Задачи перед корпорацией поставлены весьма масштабные: при содействии КРСК в СКФО должно быть поддержано 150 инвестиционных проектов, поступить не менее 70 миллиардов рублей дополнительных инвестиций, появиться 15 тысяч новых рабочих мест. Кроме того, корпорация в течение трех лет должна сформировать собственный инвестиционный портфель из 30-40 проектов.

    О перспективах экономического развития округа, в эксклюзивном интервью "Российской газете" рассказал генеральный директор ОАО "Корпорация развития Северного Кавказа" Антон Пак.

    Российская газета: Антон Петрович, КРСК для округа совершенно новый инструмент развития. Почему в СКФО решили создать такую структуру, в чем ее необходимость?

    Антон Пак: КРСК - это новый инструмент не только для Северного Кавказа, но и в целом для России. В процессе разработки стратегии социально-экономического развития СКФО было принято решение о целесообразности использования модели институтов развития, успешно зарекомендовавшей себя во многих сложных, с точки зрения инвестиционной среды, регионах Латинской Америки, Восточной Европы и Ближнего Востока. Отсюда и основные направления работы корпорации - инвестиционная деятельность и консультации местных, федеральных и иностранных компаний по самому широкому спектру вопросов, возникающих в ходе реализации проектов: от возможности получения различных мер государственной поддержки до преодоления административных барьеров и взаимодействия с региональными органами власти.

    По сути, мы пытаемся устранить или минимизировать те проблемы, которые препятствуют приходу в округ частных инвесторов. Это, как и во многих других регионах России, ограниченный доступ к банковскому и акционерному финансированию, неразвитость и дороговизна инфраструктуры и недостаток квалифицированных кадров.

    При этом для нас принципиально, чтобы проекты, в которые мы вкладываем средства, были не только социально значимы, но и коммерчески эффективны. Задача в том, чтобы сформировать инвестпортфель, который мог бы стать источником самостоятельного фондирования корпорации в будущем, уже без привлечения государственных денег. То есть через три-четыре года в новые проекты мы будем вкладывать те средства, которые получит КРСК как доход от текущих инвестиций.

    РГ: Одним из самых значимых событий в экономике округа стал отбор первых 28 инвестиционных проектов, которые получат госгарантии правительства РФ. Полпред президента в СКФО Александр Хлопонин на вопрос о том, как шел отбор, ответил, что достаточно тяжело. А как вы оцениваете уровень представленных проектов?

    Пак: Он был действительно очень разный. По некоторым из этих проектов наша корпорация выступала в качестве консультанта и помогала доработать документацию, привести параметры в соответствие с требованиями государственных ведомств, осуществляющих отбор. В этом году процедуру получения гарантий в округе проводили впервые, и, конечно, подготовить все правильно было непросто. Некоторые хорошие, но недостаточно проработанные проекты пришлось перенести на следующий год. В целом мы видим, что программа госгарантий - очень важный стимул для прихода инвесторов на Северный Кавказ. Для многих проектов она не просто удешевляет долговое финансирование, но и делает возможным его получение в принципе. Без государственных гарантий многие проекты просто не смогли бы получить кредит - ведь для коммерческих банков их наличие существенно снижает риски и позволяет увеличить лимиты, которые ограничивают размер их кредитного портфеля на Кавказе.

    Многие перспективные бизнес-проекты в СКФО разваливаются еще на этапе подготовки из-за отсутствия грамотных управленческих кадров

    РГ: Есть ли уже в СКФО проекты, соинвесторами которых стало КРСК?

    Пак: В этом году мы детально проанализировали более 50 инвестпроектов, 10 наиболее значимых и хорошо подготовленных из них прошли одобрение нашего инвестиционного комитета и Совета директоров. По пяти проектам общим объемом более 14 миллиардов рублей корпорация уже начала финансирование. При этом предполагаемое участие КРСК в них - около трех миллиардов рублей, то есть на каждый вложенный нами рубль приходится почти пять рублей от сторонних инвесторов. Среди получивших финансирование есть как принципиально важные объекты бизнес-инфраструктуры округа - выставочный центр и специализированный аэрозольный индустриальный парк, так и ключевые рекреационные проекты - первый всесезонный горный курорт и центр организации экологического и экстремального туризма. Все эти предложения не только коммерчески эффективны, но и обладают значительным кластерным эффектом, то есть формируют вокруг себя среду для развития малого и среднего бизнеса, сопутствующих производств и предприятий сферы услуг. Именно такие проекты и оказывают самое существенное влияние на снижение безработицы и создание благоприятного инвестиционного имиджа региона.

    РГ: Насколько сложной оказалась задача совместить интересы инвесторов и государства на Северном Кавказе?

    Пак: Задача непростая, но вполне решаемая. Главное, с одной стороны, точно понимать, что нужно инвесторам, как в частных компаниях работает механизм принятия решений и каким образом оцениваются риски, а с другой стороны, хорошо разбираться в том, какие возможности предоставляют различные государственные программы поддержки бизнеса и как ими воспользоваться.

    РГ: Есть ли какая-то характерная для регионов СКФО ошибка при подготовке экономического обоснования инвестпроектов?

    Пак: Наверное, самая распространенная ошибка в том, что мало внимания уделяется формированию управленческой команды, которой предстоит реализовывать проект. Не секрет, что профессиональный менеджмент - это ключевой элемент успеха практически любого проекта. Без качественной команды никакие деньги, государственные гарантии и связи не обеспечат хорошего результата. К сожалению, многие перспективные бизнес-проекты в СКФО разваливаются еще на этапе подготовки именно по причине отсутствия грамотных управленческих кадров.

    РГ: Для вас как специалиста, банковского топ-менеджера, что кажется наиболее интересным и перспективным в развитии округа?

    Пак: Северный Кавказ - богатейший регион с уникальными природными и климатическими условиями, очень сильными традициями, благоприятной демографической ситуацией. У СКФО есть все предпосылки, чтобы стать одним из базовых центров экономического роста в России. И задача КРСК - стимулировать изменение ситуации на Кавказе, создать своего рода "критическую массу" для того, чтобы приток частных инвестиций в этот регион происходил уже без участия государства.

    РГ: Вопреки прогнозам скептиков, к созданию туристического кластера на Северном Кавказе присоединились серьезные иностранные инвесторы из Кореи, Франции, Германии, Англии. И это несмотря на то, что в регионе все еще неспокойно, а деньги, как говорится, любят тишину. Почему, по вашему мнению, инвесторы все-таки пришли сюда?

    Пак: Потому что на Кавказе существуют уникальные условия. Это одно из немногих мест в Европе, где потенциал региона используется очень незначительно и есть огромные возможности для долгосрочного роста. Все инвесторы, о которых вы говорите, приходят в регион надолго и вкладывают "длинные" деньги, для них временная нестабильность не является принципиальным сдерживающим фактором.

    РГ: Одна из задач КРСК - оказание консультационной помощи при подготовке инвестпроектов для получения государственной поддержки. Готовы ли региональные власти учиться?

    Пак: Опыт нашей консультационной работы за последний год показывает, что однозначно готовы. Мы рассказываем о том, как правильно отбирать инвестиционные проекты, готовить документацию по ним, с какими сложностями обычно сталкиваются инициаторы в процессе привлечения соинвесторов. Обсуждаем эти проблемы как в рамках рабочих групп, созданных корпорацией совместно с Внешэкономбанком при правительстве каждого из субъектов СКФО, так и в индивидуальных беседах с региональными чиновниками. Должен сказать, что за последние несколько месяцев качество проработки проектов, которые к нам поступают, существенно улучшилось. Люди учатся не только на собственном опыте, но и на ошибках своих коллег, перенимают какие-то правильные решения, которые удачно использовались в одном проекте и могут быть применены в других.

    РГ: Насколько по вашему мнению, повлияют на инвестиционный климат региона недавно принятые поправки в законопроект для резидентов туристско-рекреационных ОЭЗ?

    Пак: Поправки были необходимы для развития туристического кластера на Северном Кавказе - без этих нововведений, особенно в сфере землепользования, реализация проектов по созданию горно-лыжных курортов шла бы намного труднее.

    РГ: Вы работаете на Северном Кавказе с января этого года. На каком местном курорте вы бы хотели отдыхать?

    Пак: На Кавказе живут удивительно радушные, гостеприимные и небезразличные к чужим проблемам люди, большинство из них - с очень активной жизненной позицией. Это убеждает меня, что в этом регионе обязательно все получится. Отдыхать уже в этом сезоне надеюсь в Карачаево-Черкесии на курорте Архыз - потрясающе красивое и позитивное место.

    Поделиться