Федеральная контрактная система (ФКС), которая радикально меняет систему госзакупок в стране, начнет работать еще до принятия закона о ФКС. В ближайшие дни появится документ, в котором распишут правила составления планов-графиков по размещению госзакупок на год вперед.
С нового года они будут публиковаться на сайте госзакупок, рассказала "РГ" директор департамента развития федеральной контрактной системы минэкономразвития Ольга Анчишкина. Планы, по ее словам, должны будут обнародовать 200 тысяч федеральных, региональных и муниципальных заказчиков.
Минэкономразвития и Федеральное казначейство уже подготовили совместный приказ, в котором содержатся все детали составления годовых планов-графиков, говорит Анчишкина. А министерство уже собирает прогнозы закупок на трехлетнюю перспективу.
Публикация планов-графиков - это постепенный переход к ФКС, говорит директор Института управления закупками и продажами НИУ "Высшая школа экономики" Ирина Кузнецова. Сейчас на сайте госзакупок публикуется только информация о размещении заказа. Раскрытие данных о планах важно и для общества, и для бизнеса, оценивает Кузнецова. Налогоплательщики смогут заранее увидеть объемы и предметы закупок ведомств, это необходимо с точки зрения общественного контроля. Бизнесу это позволит лучше планировать свою деятельность с точки зрения предложения товаров и услуг по госзаказу.
Возможно, появится и самостоятельное ведомство по госзакупкам. Предложения по этому поводу также подготовлены и направлены в правительство, сообщила Анчишкина. Предполагается, что новая структура будет называться Росконтракт и подчиняться напрямую правительству. По словам Анчишкиной, обособленный орган необходим, чтобы практически поддерживать всю конструкцию ФКС как с точки зрения закона, подзаконных актов и методических рекомендаций, так и с точки зрения закупочных сервисов. Библиотеку типовых контрактов вести очень непросто, нужно вовремя давать обновления, проводить мониторинг рыночных цен, поясняет собеседница "РГ". Но окончательное решение по созданию нового органа примет правительство, добавляет она.
По мнению Кузнецовой, отдельное ведомство по госзакупкам, действительно, нужно. Но обсуждению подлежит вопрос о распределении функций внутри новой структуры, поясняет она. Важно разделить функции мониторинга, где обычно собираются данные для "внутреннего" пользования, и аудита, отслеживающего реализацию госзакупок, замечает эксперт.
Кроме того, сейчас создается Национальная ассоциация институтов закупок, рассказала Анчишкина. В нее войдет широкий круг участников - гильдии, профессиональные сообщества, бизнес, который оказывает услуги не только для государства, но и корпораций. Сейчас корпорации тратят астрономические деньги на создание типовых контрактов, мониторинги цен, обучение специалистов. Общая инфраструктура обойдется дешевле. И создаст конкурентное преимущество для экономики в целом.
Несмотря на то, что закон о ФКС пока не принят, его идеология, основные концептуальные идеи уже восприняты обществом, говорит Анчишкина. Счетная палата и контрольно-надзорные органы регионов во время проверок требуют представлять обоснованность цен, предметов и объемов закупок, обращают внимание на планирование закупок и безусловное исполнение контрактов. Работать по-новому готовы и сами госзаказчики, говорит глава департамента.