На авиационном и военно-морском салоне LIMA-2011, завершившем свою работу в Малайзии на острове Лангкави, белорусская промышленность показала изделия, аналогов которым не выпускают сегодня ни в одной стране мира. Свое название салон LIMA получил как аббревиатура слов: Langkawi International Maritime & Aerospace Exibition. Он проводится с 1991 года и считается одним из самых престижных в Азиатско-Тихоокеанском регионе и в Юго-Восточной Азии. В 1990-е годы на нем широко экспонировалась продукция военного назначения, выпускаемая в том числе в Польше и Украине. Сейчас про эти страны даже не вспоминают. А вот Беларусь как вошла в клуб постоянных экспонентов салона LIMA, так в нем и осталась. При этом она всегда демонстрировала эксклюзивные новинки. Прошедший салон исключением не стал.
На LIMA-2011 Беларусь представляли два предприятия: Минское КБ "Радар" и 558-й авиаремонтный завод из Барановичей. КБ "Радар", как следует из его названия, занимается разработкой различных систем, связанных с радиолокацией. И продукция его на мировом рынке пользуется спросом.
Еще при СССР во многие страны мира были поставлены тысячи РЛС кругового обзора типа П-18. Они хоть и старые, но надежные и могут свободно видеть даже самолеты-невидимки типа "Стелс". Эти РЛС по сей день применяются в системах ПВО и для управления воздушным движением гражданских самолетов. Но есть у них существенный недостаток - они громоздкие и работают на лампах.
На "Радаре" создали новую станцию кругового обзора "Восток-Е", которая, унаследовав все преимущества П-18, многократно превзошла ее по техническим характеристикам, в том числе по эффективности распознавания летающих "невидимок". Новый радар построен на цифровых технологиях и очень мобилен - доставить его можно в любое место и развернуть за 5 минут. Можно в это верить - не верить, но РЛС, обладающих такими же характеристиками, как "Восток-Е", в мире нет. И спрос на эту станцию уже определился.
Другая белорусская РЛС - кольцевая фазированная антенная решетка "Роса". Она полностью автоматизирована и идеально подходит для контроля воздушного пространства вдоль всей протяженности госграниц. Кстати, еще в 2009 году США проявили интерес к этой РЛС как средству усиления радиотехнических средств своей береговой охраны. Но дальше интереса дело не пошло исключительно по причине политических пристрастий Вашингтона.
Представлявший на LIMA-2011 КБ "Радар" доктор технических наук Сергей Костромицкий с гордостью сказал, что "Восток-Е" и "Роса" продукты преимущественно белорусских технологий.
Однако настоящая техническая сенсация находилась на стенде предприятия со скучным названием "558-й авиаремонтный завод". То, что придумали и воплотили в металл "авиаремонтники", до сих пор не смогли сделать ни в России, ни в других развитых странах мира. Они создали автоматическую аппаратуру радиотехнической защиты самолетов любого типа - "Сателлит". Летательный аппарат, оснащенный такой аппаратурой, практически неуязвим для ракет, наводимых по радиолокационному лучу. "Сателлит" работает самостоятельно в автоматическом режиме в течение всего полета без управления летчиком. При этом не создает помех для бортового радиоэлектронного оборудования самолета, у него нет демаскирующего излучения.
Белорусский "Сателлит" создает виртуальные цели, которые буквально "сводят с ума" самые современные ракеты, наводимые по радиолокационному лучу. За счет чего удалось достичь такого эффекта, в двух словах не объяснишь. Но факт - полигонные испытания показали, что прорваться через виртуальную защиту "Сателлита" невозможно.
По словам замдиректора 558-го авиаремонтного завода Павла Пинигина, "Сателлит" позволяет выполнять боевую задачу по защите самолета от ракетного поражения, не отвлекая внимания летчика на постановку помех, и аналогов в мире он не имеет. Установка аппаратуры "Сателлит" возможна как на военных, так и на гражданских самолетах.
Такая защита объективно должна быть востребована всеми ВВС мира. И рыночный потенциал этого изделия, вне сомнения, очень большой. Однако хочется пожелать тем, кто продвигает "Сателлит" на мировой рынок, быть более активными, даже агрессивными и изобретательными в своем маркетинге.
Представление революционной по сути защиты самолетов на LIMA-2011 было просто скучным. Стоит некий блок, который должен подвешиваться под крыло истребителя. Есть бумажный проспект. И все! А ведь вполне можно было сделать яркую виртуальную презентацию на большом телеэкране, где в динамике и красках показать, как надежно защищен в воздушном бою истребитель, если на нем установлен "Сателлит". Для тех, кто создал систему виртуальных двойников летательного аппарата, создать виртуальную видеокартинку, наверное, труда особого не составило бы. И очень жаль, что этого не сделали.
Хочется также верить, что российские МиГи и Су в ближайшем будущем будут предлагаться на экспорт только в комплекте с "сателлитной" защитой. Выиграют при этом все: и российские производители самолетов, и белорусские разработчики уникальной защиты.
Салон LIMA-2011 показал, что в рамках Союзного государства еще осталось немало светлых голов. И технологии у нас вполне современные имеются. Не хватает подчас более решительных шагов по взаимной интеграции и скоординированным действиям на мировом рынке оружия.