Новости

15.12.2011 00:49
Рубрика: Общество

Три вопроса бизнесу

Представители крупнейших промышленных ассоциаций о том, какой смысл они вкладывают в понятие "соцответственность"

Российская газета: Как бизнес понимает свою "социальную ответственность"?

Борис Титов: Вообще, главная социальная ответственность бизнеса - это создание современных высокопроизводительных рабочих мест с высокой заработной платой. Никакие пособия не заменят людям зарплаты, именно она будет всегда основой благосостояния любой семьи. Именно поэтому обеспечение людей работой - это главная социальная ответственность бизнесменов.

Александр Рыбаков: Для определения корпоративной социальной ответственности (КСО), как правило, используют подход так называемых четырех квадратов-направлений: люди, общество, окружающая среда и рынок.

Но при любых трактовках - это добровольная обязанность бизнесменов проводить политику, соответствующую целям и ценностям общества. Политика в сфере КСО повышает привлекательность и устойчивость бизнеса, обеспечивает ему дополнительную капитализацию и повышает репутацию.

На самом деле социальная ответственность - это прежде всего ответственность за те товары и услуги, которые производит бизнес, обеспечение их качества, создание и обеспечение высоких стандартов потребительских качеств производимых товаров и услуг.

Работа, которая ведется деловыми объединениями, самими компаниями, приводит к осознанию того, что социальная ответственность - это не просто дополнительная нагрузка для бизнеса или составляющая, необходимая для успешной работы на мировых рынках, но прежде всего инвестиции в будущее, в снижение рисков и обеспечение долгосрочной перспективы и стабильности развития.

РГ: Решение каких социальных задач должно взять на себя государство, а какие вопросы - прерогатива бизнеса?

Борис Титов: Практика показывает, что современная социальная система в России малоэффективна, до 50-60% бюджетных средств тратится на само ее поддержание, а не на услуги населению. Государство должно дать возможность бизнесу оказывать населению гарантированные законом услуги, а само сосредоточиться исключительно на тех областях социальных гарантий, которые бизнесу в принципе невыгодно исполнять.

Сергей Борисов: Мы считаем, что малый бизнес "социально ответствен" по определению. Он создает новые рабочие места. Именно малое предпринимательство буквально вытаскивает людей из бедности. А если предприниматель еще и законопослушен, платит налоги, то ни у власти, ни у общества не может быть к нему никаких претензий.

В 2011 году малый бизнес был поставлен в жесткие условия по исполнению социальных обязательств. Реформа ЕСН сильно ударила по предпринимателям. Новые ставки страховых взносов привели к тому, что предприниматели вновь ушли в тень и вернулись к зарплатам в "конвертах", а значит, к уменьшению налогооблагаемой базы. Правда, сейчас принят федеральный закон, немного снижающий ставки страховых взносов, но все равно в 2012 году они будут существенно выше, чем в 2010 году.

Между тем государство хочет, чтобы бизнес честно платил налоги, чтобы правительство смогло за счет бюджетных поступлений выполнять все свои социальные обязательства перед обществом. Но пока в стране будут высокие налоги и высокий уровень административных барьеров, предприниматели просто не смогут в полной мере выполнять свои социальные функции.

Александр Рыбаков: В 2005 году в ТПП РФ принят стандарт "Социальная отчетность предприятий и организаций с учетом базовых принципов международных стандартов корпоративной социальной отчетности". Документ знакомит российский бизнес с мировой практикой в этой сфере и служит ориентиром для подготовки отчетов.

Так, весьма важным для развития института КСО является сотрудничество ТПП РФ с другими общественными объединениями предпринимателей. Так, палата присоединилась к Социальной хартии российского бизнеса.

Что касается развития внутренней социальной ответственности компаний, то здесь ТПП РФ методически и практически поддерживает ряд инициатив, направленных на повышение качества рабочих мест (в рамках их аттестации), соблюдение трудового и налогового законодательства, участвует в корректировке тех или иных аспектов, сказывающихся на развитии социальной ответственности бизнеса.

Например, проведенный в период кризиса опрос выявил, что более двух третей опрошенных руководителей крупных компаний считают наиболее действенной антикризисной мерой сокращение персонала. В связи с этим ТПП России в качестве одной из своих основных задач рассматривает постоянный "антикризисный" мониторинг социально-экономической ситуации, особенно в промышленных городах, где ситуация наиболее серьезная, участвуя в работе по сдерживанию сокращения занятости.

Содействует ТПП и развитию благотворительности - одной из значимых составляющих КСО. В 2002 году был учрежден благотворительный фонд "Центр помощи беспризорным детям", задачей которого является поощрение меценатства и разработка совместных с бизнесом и органами власти мер для адресной помощи тем, кто в этом в наибольшей степени нуждается.

Следим мы и за "историями успеха" в области КСО. Так, при широком участии территориальных ТПП нами была сделана попытка системной оценки социальной политики предприятий различных отраслей и регионов. Результаты такой работы отражены в подготовленном палатой справочнике "Социально ответственный бизнес в России. Опыт лучших компаний". В рамках сборника был разработан сводный рейтинг "Приоритетные направления социальной политики компаний".

РГ: Как заставить бизнес вкладывать средства в социальную сферу?

Борис Титов: "Заставить бизнес вкладываться" - в принципе неправильный подход. Речь может идти исключительно о стимуляции. Для этого необходимо, чтобы государство отказалось от монополии в социальном секторе. Речь о развитии государственно-частного партнерства в социальной сфере, которое обеспечит частным социальным предприятиям равный с госучреждениями доступ к государственным программам оказания социальных услуг населению.

Сергей Борисов: Мы считаем, что социальная ответственность бизнеса не должна укладываться в жесткие рамки и не должна навязываться предпринимателю. Если у крупных предпринимателей есть желание строить стадионы - пожалуйста, но у малого бизнеса совершенно иные функции. Он социально ответственен изначально. Думаю, что многие предприниматели с удовольствием помогут обустроить свой город, поселок, но, разумеется, на добровольных началах. На практике же получается по-другому. То, что сегодня процветает в регионах, то, что называется "принудительная благотворительность" и "государственный рэкет" - явление абсурдное и беззаконное. И это нужно искоренять.

Дайте предпринимателю возможность спокойно работать, и он будет создавать новые рабочие места, выплачивать работникам нормальную заработную плату, перечислять в специальные фонды страховые взносы, которые пойдут на пенсионные выплаты и обязательное медицинское страхование. Чем благоприятнее условия развития бизнеса, тем выше его социальная отдача.

Общество Соцсфера Экономика Бизнес Крупные компании Фонды, ассоциации и союзы Торгово-промышленная палата России