Саласар: Испания рассматривает Россию как приоритетное направление для торговли

23 и 24 ноября, на финишной прямой перекрестного Года Россия-Испания, в Москве прошел Испано-российский бизнес-форум, целью которого стал поиск возможностей для инвестирования и делового сотрудничества испанских и российских компаний. "Обращайтесь к нам за помощью", - заявил на форуме исполнительный вице-президент Испанского института внешней торговли (ICEX) г-н Фернандо Саласар. Мы встретились с ним, чтобы поговорить о перспективах торговли и инвестиций между Испанией и Россией.

- Как вы оцениваете торговые связи Испании и России? Как их можно улучшить в будущем?

- Россия - рынок с огромным потенциалом. Во-первых, речь идет о рынке масштабном, с населением в 142 млн человек, 12 городами-миллионниками и хорошими перспективами для роста. Согласно данным Международного валютного фонда ВВП России в 2010 году вырос на 4%, в 2011 году планируется его увеличение еще на 4% и до 2016 года среднегодовой показатель роста ВВП должен остаться таким.

Рост экономики повлечет за собой увеличение покупательной способности населения России, а также планы по реформированию с целью улучшения инфраструктур, обновления и диверсификации системы производства в отраслях иных, чем энергетика. Все это в совокупности должно открыть возможности для взаимовыгодного делового сотрудничества России и Испании. Столь замечательные перспективы определили тот факт, что Россия рассматривается испанской администрацией, курирующей вопросы торговли, как приоритетное направление. Начата реализация в России плана Made in/by Spain. Он представляет собой экономическую и деловую составляющую программы перекрестного года Испании в России и направлен на извлечение максимальной пользы из кардинальной поддержки года на уровне государственных администраций. Основные задачи - углубление знакомства российского рынка с испанским предложением и укрепление образа Испании как современной высокоразвитой в промышленном и технологическом отношении страны. План предполагает проведение в 2011 и 2012 гг. более чем 140 мероприятий при бюджете в 38 миллионов евро.

- Что испанские компании могут предложить российскому рынку?

- Полагаю, что испанские компании могут многое предложить российскому рынку, который, в свою очередь, все лучше знает и все больше ценит наши продукцию и услуги. Об этом свидетельствуют результаты, достигнутые Испанией в РФ за последние годы. В 2010 году испанский экспорт в Россию вырос на 35%, и почти тот же показатель был достигнут только за январь - сентябрь 2011 года (33%). В 2010 году более 4300 испанских предприятий поставили товары в Россию, из них более 40% (42,3%) последовательны в своем присутствии на российском рынке и работают на нем на протяжении последних 4 лет. Эта позитивная тенденция продолжается и в 2011 году. За январь - сентябрь текущего года число испанских экспортеров в России выросло почти на 20% (19,7%). Пока же доля России в общем экспорте Испании составляет всего лишь 1,2%, а значит, наши компании и государственные органы, курирующие вопросы торговли, один из которых я представляю, возлагают большие надежды на Россию. И видят свою роль в качестве надежных партнеров для российских компаний.

Не могу не задать вопрос, связанный с долговым кризисом в Европе. Аркадий Дворкович заявил, что Россия готова помочь еврозоне в борьбе с долговым кризисом, если ЕС обратится к России с предложением об оказании дополнительной помощи. Министры экономики и финансов Испании и России уже обсуждали этот вопрос. На каких условиях такая помощь может быть оказана?

Этот вопрос не вполне в моей компетенции. Могу лишь сказать, что Испания обладает высокой финансовой устойчивостью. Это страна, которой можно доверять, несмотря на всю напряженность, которая возникает на мировых финансовых рынках, причем возникает она по большому счету из-за спекуляций, а не в связи с эволюцией и развитием реальной экономики. Именно последний аспект - реальный сектор экономики, поддержка предприятий - находится в центре внимания Испанского института внешней торговли, который я возглавляю. В моей компетенции говорить не о внешнем долге и финансовом кризисе, а о месте испанских компаний в мировом контексте. Доказано, что с каждым днем мы работаем все лучше, используется все больше инноваций, технологии становятся прогрессивнее, возрастает наше желание оказать всемерную поддержку и помощь таким экономикам, как российская.

- Безработица в Испании достигла более 21% - это 5 млн человек. В последний раз такое происходило 15 лет назад. В качестве антикризисных мер ЕС предлагает Испании сделать рынок труда более гибким. Что это означает?

- Борьба с безработицей была приоритетом для заканчивающего срок своей работы правительства Испании. Безусловно, для нового правительства этот вопрос тоже останется приоритетом. Оно должно будет провести необходимые реформы, чтобы сделать испанский рынок труда более динамичным. Пять миллионов безработных - большая цифра. Любые меры для снижения данного показателя должны быть изучены и, если они будут сочтены адекватными, воплощены в жизнь. Мы знаем, что компании, которые вышли на международный рынок, создают больше рабочих мест, причем лучшего качества, особенно в нынешнем контексте слабого внутреннего спроса. Оценки Испанского института внешней торговли показывают, что увеличение общих испанских продаж на внешнем рынке на 10% означало бы создание около 200 000 новых рабочих мест. Таким образом, выход на внешний рынок тоже может гарантировать занятость трудовых ресурсов.

Три года назад, когда Россия испытала похожие трудности, в числе других мер были задействованы меры по развитию инфраструктур как катализатор занятости в государственном секторе экономики. А у вас что может сработать?

Будут ли капиталовложения государственными или частными, очевидно, что ставку следует делать на инвестиции в бизнес. Кроме того, в Испанском институте внешней торговли мы считаем, что хорошим средством противостоять кризису является ставка на выход на внешний рынок с целью увеличения конкурентоспособности компаний. Встретиться с конкурентом на международном рынке - это наилучшая школа, дающая компаниям ценную информацию о том, как строить стратегии укрепления и роста бизнеса.

- Насколько нам известно, в структуре экспорта между нашими странами доминируют продукты питания. Будут ли каким-то образом пересматриваться экспортные поставки из Испании в Россию? И на какой продукции будет сделана ставка?

- На самом деле первые позиции в нашем экспорте в Россию занимают промышленные товары. Доля продукции сельского хозяйства составляет только 24%. В то же время, возможно, в России бытует фольклорное представление об Испании как о стране, где роль сельскохозяйственного производства велика.

Испанские компании являются мировыми лидерами в целом ряде отраслей экономики: энергетика, водопользование и переработка бытовых отходов, транспорт, транспортные инфраструктуры и связанные с ними технологии, автомобилестроение, оборудование для проектов под ключ, градостроительство и архитектура. Мы надеемся, что в этих сферах испанские и российские компании могут найти возможности для взаимовыгодного сотрудничества.

- Многим российским регионам было бы интересно участие ваших компаний в подготовке к ЧМ-2018. Были заключены уже конкретные соглашения?

- Испанские компании - лидеры в сфере строительных технологий и управления инфраструктурными объектами, в том числе спортивными сооружениями. Я уверен, что они стали бы превосходными партнерами в ходе подготовки объектов для успешного проведения чемпионата мира. На последнем чемпионате мира, прошедшем в Южной Африке, значительная часть спортивного оборудования на стадионах была испанского производства, например, футбольные ворота или технология разметки. Естественно, в спортивном плане Испания готовится к победе на чемпионате мира 2018 года в России. Обратите внимание, спортивные достижения Испании в футболе, баскетболе, теннисе, мотоспорте и многих видах спорта - все это ведет к успеху испанских компаний, предлагающих технологии строительства на внешних рынках. В 2018 году в России, дружественной нам стране, мы должны были бы выиграть и чемпионат мира по футболу, и чемпионат по деловому сотрудничеству.

справка

В январе-сентябре 2011 г. основная доля российского экспорта в Испанию приходилась на три товарные группы: минеральные продукты, металлы и изделия из них, а также продукцию химической промышленности. За 9 месяцев этого года основные объемы российского импорта приходились на машинотехническое и электротехническое оборудование и транспортные средства (33,2%), продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (31,7%), продукцию химической промышленности и каучук (18,4%), а также металлы и изделия из них (5,7%). Доля вышеуказанных групп товаров в объеме российского импорта из Испании составляет 89,0%.

Основные торговые партнеры Испании (таблица)