Иорданский спецназ: как создавалась королевская армия

День 17 ноября 1976 года в Иордании до сих пор вспоминают как один из самых кошмарных. Тогда боевики Фронта освобождения Палестины в иорданской столице Аммане захватили одну из самых фешенебельных гостиниц  "Интерконтиненталь" с сотнями иностранных туристов в качестве заложников. Все входы в отель были заминированы, как и большинство этажей. Захватчики грозились начать убивать каждый час по 10 заложников, если не будут выпущены из местных тюрем боевики ряда палестинских радикальных организаций.

Было принято решение для освобождения заложников привлечь одно из лучших в то время антитеррористических подразделение так называемых сил специальных операций (ССО) - отряд "CTB-71". Одна группа штурмовала осажденную гостиницу со стороны улицы, в то время как вторая группа высадилась на крышу гостиницы из вертолетов и проникла вовнутрь через шахты лифта. В коротком бою четверо  террористов были уничтожены, по некоторым данным пятеро захвачены живыми. К сожалению,  семь заложников и два спецназовца погибли. Позже, набравшись опыта,"CTB-71" были проведены более успешные операции против террористов.

Хорошо потраченные деньги

Надо сказать, что Иорданское Хашимитское Королевство обладает одними из наиболее профессионально подготовленными не только на Ближнем Востоке, но и в мире, подразделениями специального назначения. Обусловлено это жизненной необходимостью. Ведь борьба с терроризмом для Иордании, где почти две трети населения составляют палестинские беженцы, среди которых немало исламистских боевиков, является борьбой за выживание.     

В какой-то мере, спецназовцам повезло: их курирует лично король Абдалла II. Военную службу он начинал как командир танкового батальона. Но вскоре "заболел" спецназом. Стажировался в семи странах, где сильны были традиции и подготовка этих элитных подразделений. В том числе неоднократно в СССР, позднее в России, в одной из  гвардейских десантных дивизий. К слову сказать, в каждый свой визит в Россию, король обязательно навещает, как он сам говорит, однополчан. В приемной его скромной резиденции на стене висит щит с ножами спецназовцев из разных стран. На почетном месте - в центре, закреплен российский нож десантника.

При жизни отца, короля Хуссейна, принц Абдалла сначала был заместителем командующего ССО, позже возглавил их. При нем они получили новое развитие, были реформировано, причем с учетом, в том числе, подготовки и структуры российского спецназа. Став королем, Абдалла II создал командование специальных операций. Хотя королевство нельзя назвать даже средним по уровню жизни, средств на спецназ там не жалеют.       

"Деньги, потраченные на них,- это деньги, потраченные хорошо, - заявил нынешний король.- Силы специальных операций и сами специальные операции будут находиться на острие вооруженных сил обозримого будущего".  

Их боятся израильские солдаты

В 1956 году король Хуссейн - главнокомандующий вооруженными силами Иордании - принял решение изгнать из армейских рядов всех иностранных офицеров ввести название  Иорданская арабская армия. До этого существовал так называемый Арабский легион. Это было единственное военное формирование арабов, в боях с которым набиравшие силу израильские военные сумели добиться лишь незначительного успеха. В Латруне, в Иерусалиме, а также по всему восточному берегу реки Иордан израильские солдаты стали с большим уважением отзываться о иорданских отрядах и опасаться их на поле боя. С 1949 по 1956 год арабский легион расширил свои ряды и возможности благодаря освоению систем вооружений из США и Великобритании и сохранению репутации армии, которая профессионально лучше всех подготовлена к ведению боевых действий на Ближнем Востоке.

Однако вначале своего формирования армия не вкладывала крупных средств в развитие частей специального назначения. В то время считалось, что десантно-диверсионные части - это роскошь. Им предпочитали хорошо оснащенные и первоклассно подготовленные обычные армейские части и ВВС. Тем не менее в начале 1960-х годов термин "спецназ" вошел в профессиональный язык военных во всем мире, и руководство Иорданской арабской армии приняло решение создать собственное элитное подразделение. В начале 1962 года с помощью американских военных был проведен самый первый курс обучения воздушных десантников, и 22 апреля 1963 года первые парашютисты в иорданских вооруженных силах получили свои нагрудные знаки.

Основным отрядом по борьбе с террористами в этой стране является "Отряд специальных операций-71”. Он был создан в 1971 году, и в настоящее время насчитывает порядка 150 человек. Основные задачи, которые ставятся перед ним - борьба с исламскими террористами и наркоторговлей. Бойцы подразделения обучаются совместно с американскими  и английскими спецназовцами. После 1976 года, во время проведенных операций не погиб ни один заложник, но были потери среди спецназовцев.

В конце 1996 года значимость войск специального назначения, обеспечивающих национальную безопасность страны, была подкреплена созданием Командования войсками специального назначения Королевства Иордания (КВСНКИ). Части спецназа и королевской гвардии были объединены под единым командованием.

Сердцем КВСНКИ является бригада специального назначения, которая имеет следующие подразделения: группу специального назначения, воздушно-десантный батальон, диверсионно-разведывательный батальон, воздушно-десантный артиллерийский батальон и школу подготовки спецназа. Обеспечение этих батальонов осуществляют: рота противовоздушной обороны (вооружена, прежде всего, ручным вооружением, таким, как ракеты "Стингер" класса "земля-воздух"), рота воздушных операций и противотанковая рота, пользующаяся высокоскоростными "лэндроверами" (идеально подходят для действий в пустыне), которые имеют на вооружении ракеты класса "Тоу".

Спецназ  Иордании отличает, прежде всего, способность быстро развертываться в любой точке не только страны, но и всего Ближнего Востока. Огневую поддержку осуществляет  группировка ВВС, имеющая транспортные самолеты "Геркулес" С-130 и CASA 212A Aviocar. Кроме того, сейчас создается новая эскадрилья вертолетов класса UH-1, оборудованных специально для переброски спецназа через опасные районы страны. Командовать эскадрильей будет принц Фейсал, младший брат бригадира. Для дальних крупномасштабных операций спецназ может использовать тяжелые транспортные вертолеты ВВС Aerospatiale AS.332M "Super Puma". Для ближней поддержки с воздуха - современные ударные вертолеты класса AH-IF "Cobra". Кстати, в одной из  вертолетных частей, принимающих участие в боевых операциях, служит младший брат нынешнего короля Иордании.

Иначе свернут шею тебе

Лозунг спецназа: "Брось вызов". Инструктора ежедневно внушают новичкам: "Брось вызов и отличись в тренировках. Брось вызов и отличись в бою. Брось вызов и останься лучшим подразделением в вооруженных силах страны".

Только в  Иордании существует особая разновидность боевого искусства - наступательный способ хладнокровного убийства и "снятия часового", который называется "сиджал". Это арабское слово означает "вызов".

Как правило, десантники тренируются в "синджале", вооружившись  острыми, словно бритва, тесаками и бамбуковыми палками, способными переломить кость. Перед тренировкой "сиджал", чтобы разогреться, бойцы в течение часа отрабатывают приемы "тэквон-до".

Сокрушительные удары и стремительные развороты абсолютно реальны, как и синяки и порезы на теле у многих бойцов. "Сиджал", говорит один из инструкторов,  это не хореографические упражнения в движениях, напоминающих боевое искусство. "Сиджал" готовит бойца хладнокровно убивать врага. "В конце концов, - рассуждает один из командиров, - ничто так не заставляет вас "быть начеку", как знание того, что в случае ошибки тебе свернут шею".

В Зарке, основной тренировочной базе спецназовцев, построен уникальный полигон для стрельбищ. Здесь можно увидеть, как проходит боевая подготовка. В особенно жаркий день, когда температура в тени доходит до 40 градусов, разведывательно-диверсионное отделение в маскировочных костюмах  занимает позицию. Неожиданно стрелки, вооруженные "калашами"  и изображающие противника, открывают огонь. Стрельба ведется боевыми патронами, и пули ложатся в нескольких сантиметрах от наступающих разведчиков-диверсантов. Те, в свою очередь, припадают к земле и стреляют из винтовок М-16 по бумажным мишеням, расположенным в 50 метрах от них.

Столь жесткие и порой опасные методы тренировки обусловлены тем, что воевать в приграничных районах, например с Ираком, где днем стоит жуткая жара, а ночью холод пробирает до мозга, очень трудно. Для этого требуются солдаты особого типа, способные не только стойко переносить такие климатические условия, но и совершать утомительные марш-броски с 40-килограммовой выкладкой на плечах, вести огонь на поражение так, как этому обучены разведчики-диверсанты.

Солдаты, которые хотят наконец-то повесить на грудь золотые "крылья" десантников и покрасоваться  в беретах темно-бордового цвета, должны пройти изнурительные физические и психологические испытания. Лишь после этого им позволят подать рапорт о зачислении в школу.

Курсанты, закончившие курс подготовки разведчиков-десантников и получившие свидетельство об окончании годового курса подготовки спецназовца, становятся полноправными солдатами воздушно-десантного батальона. Лучшим солдатам этого батальона после нескольких лет службы предоставляется возможность стать волонтерами для вступления в батальон специального назначения.

Заслон для террористов

Первый террористический звонок в королевстве прозвучал  в ноябре 1971 года, когда иорданский премьер-министр Васфи Таль был обстрелян на выходе из отеля в Каире. Все преступники принадлежали к организации "Черный сентябрь" - отряду, созданному фракцией "Фатах" для проведения тайных операций. Поэтому одной из самых важных задач, возложенных на командование войсками специального назначения, стало проведение антитеррористических операций и освобождение заложников. И поручено это "СТВ-71", считающейся одной из лучших в мире. 

Служит там  примерно до 200 бойцов - только добровольцев, в основном бедуины, черкесы и чеченцы. Прежде чем боец станет кандидатом на службу в этой части, он, конечно, должен быть спецназовцем, который прошел базовую подготовку, скорее всего у инструкторов из спецназа США или SAS Великобритании.

Считается, что иорданские части специального назначения стоят в авангарде борьбы не только за сохранение мирного будущего, но и за полное уничтожение врагов. Например, в начале апреля 2007 года разведка обнаружила и отследила деятельность диверсионной группы из восьми человек, входившей в состав террористической организации Абу Музаба Аль-Заркави из иракской секции "Аль-Каиды". Группа готовилась к проведению серии крупных террористических актов на территории Иордании. По своим масштабам акция террористов должна была носить настолько грандиозный характер, что если бы 9 ноября 2005 года она состоялась в соответствии с их замыслами, то даже бомбардировка Аммана, столицы страны, выглядела бы по сравнению с ней детской шалостью.

Но агентуре удалось узнать, что диверсанты полностью готовы к проведению одновременно четырех террористических актов на главных правительственных объектах в центре Аммана с применением грузовых автомобилей, груженных взрывчаткой и отравляющими веществами. Предполагалось, что управлять машинами будут водители-смертники. Теракт должен был унести тысячи жизней. Но как только планы Аль-Каиды были вскрыты, 71-й контртеррористический батальон был поднят по тревоге. Ему предстояло, действуя в соответствии со своим боевым предназначением, воспрепятствовать реализации чудовищного замысла. Три группы террористов были нейтрализованы в течение суток. В результате схватки с террористами, отказавшимися сдаться и продолжавшими оказывать сопротивление, четверо боевиков были уничтожены. Еще четверых удалось взять живыми.

В последние годы иорданский спецназ все чаще "засвечивается" и на дальних подступах к королевству. В марте 1975 года король Хуссейн впервые послал спецназ за пределы королевства -  в Оман для оказания помощи вооруженным силам султана в борьбе с восстанием, которое развязали коммунисты, руководившие Народным фронтом освобождения Южного Йемена.

Иорданский спецназ задействован сегодня и в Ираке. Там он провел успешную операцию по поимке одного из полевых командиров террористов, иорданского подданного  Зияд аль-Карбули (по кличке Абу Хазифе), помощника главаря экстремистской группировки "Каида аль-джихад в Ираке" Абу Мусаба аз-Заркауи. На допросе аль-Карбули признал, что участвовал в терактах и нападениях на подданных королевства в Ираке, в частности, водителей грузовиков, доставлявших продукты и товары из Иордании. В сентябре 2005 года им был убит водитель посла Иордании в Багдаде. Боевик застрелил также четырех иракских военнослужащих. 

Действовал  иорданский спецназ и в Йемене, воюя  против шиитов эль-Хутхи. Несколько арабских источников утверждали, что в эту страну были переброшены две тысячи иорданских коммандос.

Задействованы они были и в операциях против повстанцев в Омане в начале 70-х годов, участвовали в миротворческих операциях в республиках бывшей Югославии, в Сьерра-Леоне и Восточном Тиморе, выполняли отдельные миссии в Афганистане. В рамках международного военного сотрудничества боевые части Командования специальных операций Иордании участвуют сегодня в совместных оперативных и тактических учениях со своими партнерами и коллегами из формирований спецназа США, Великобритании, России и  других государств.

Автомобиль от королевства

Жизненный уровень офицерского корпуса заметно выше, чем у гражданских служащих. Еще больше он у спецназовцев.  Кроме достаточно высоких окладов офицеры обладают правом на получение льготных целевых кредитов на приобретение и обустройство жилья, обучение детей в средних и высших учебных заведениях. В стране создана особая Военно-потребительская кооперация, поставляющая товары офицерам по сниженным ценам. Бесплатное медицинское обслуживание, которое считается одним из лучших в регионе, гарантируется офицерам, членам их семей, включая родителей. Старшие офицеры - от майора и выше, за счет государства обеспечиваются автомобилями. В случае необходимости государство же оплачивает ремонт машины.

Жена Абдаллы II - королева Рания, палестинка по национальности, является армейским полковником. Она возглавляет специальный фонд помощи семьям военнослужащих, который, в частности, оказывает существенную материальную помощь семьям погибших солдат и офицеров.