18.12.2011 23:09
    Поделиться

    Михаил Татарников: Я могу сравнить себя с голодным сеттером на охоте

    Не успела музыкальная общественность прийти в себя после ухода Натальи Осиповой и Ивана Васильева из Большого театра, как Михайловский театр, куда они переметнулись, поразил новостью о появлении нового музыкального руководителя и главного дирижера Михаила Татарникова. Молодой дирижер Мариинского театра заменит 1 января 2012 года на этому посту словацкого коллегу Петера Феранеца.

    Наблюдая за кадровой горячкой в топ-менеджменте Михайловского театра, которая продолжается с разной периодичностью уже несколько лет, начиная с ухода Елены Образцовой, потом Фаруха Рузиматова, которого сменил Михаил Мессерер, а затем Начо Дуато, узнавая о перестановках менее заметных, а также отменах анонсированных премьер, ставших закономерностью, думаешь о слабом профессионализме дирекции. Сегодня стало правилом то, что в Михайловском театре художественные руководители надолго не задерживаются. Ответов на вопрос почему так происходит, может быть несколько, поскольку речь идет о театре, который пытается совмещать государственные и частные интересы, вырабатывая свою финансово-экономическую модель существования. Показательным стал уход Петера Феранеца с поста музыкального руководителя, который он занимал с июня 2009 года. Попавший сюда во многом благодаря рекомендации Мариса Янсонса, Феранец служил Михайловскому театру, подтянув оркестр, подготовив ряд важных премьер, каждая из которых была оценена критикой за высокий музыкальный уровень.

    Надолго ли завяжутся отношения с Михайловским театром у нового музыкального руководителя и главного дирижера Михаила Татарникова, который займет эту должность с 1 января будущего года, трудно предположить. Контракт с ним, по словам Владимира Кехмана, заключен на два года с возможностью продления еще на три.

    прямая речь

    Российская газета: Вы долго взвешивали все "за" и "против", прежде чем ответить директору Владимиру Кехману согласием занять пост музыкального руководителя Михайловского театра?

    Михаил Татарников: Я обсуждал этот вопрос со многими людьми, мнением которых дорожу. С Владимиром Абрамовичем мы вели переговоры несколько месяцев. В конце концов, я согласился. Не буду лукавить - от такого предложения трудно отказываться, поскольку не каждый день предлагают стать главным дирижером такого театра. Валерий Абисалович Гергиев одобрил мое решение.

    РГ: Вас можно считать учеником Валерия Гергиева?

    Татарников: Это было бы слишком громкое и смелое заявление. Но в смысле практического опыта, который я получил от маэстро, еще играя в оркестре Мариинском театре в партии первых скрипок, можно говорить об этом. Этот опыт бесценен. Маэстро дал мне очень много необходимых советов. Многим мне помог в свое время и итальянский маэстро Джанандреа Нозеда, когда я только начинал дирижировать. А в Петербургской консерватории я учился у Александра Ивановича Полищука.

    РГ: Какие условия вам предложили в Михайловском театре?

    Татарников: У меня было несколько очень интересных предложений из-за рубежа, но я выбрал Михайловский театр. В Европе сейчас работает немало очень талантливых коллег, среди которых Василий Петренко, Владимир и Дмитрий Юровские. Здесь для меня оказались важны не столько финансовые, сколько творческие условия. Всем известно, что в большинстве европейских театров репертуар составлен на несколько сезонов вперед - лет на пять и больше. В Михайловском же все происходит здесь и сейчас, я сам участвую в планировании, и это вызывает прилив адреналина, что для меня как творческого человека очень важно.

    РГ: Как скажется работа на такой ответственной должности на ваших отношениях с Мариинским театром?

    Татарников: Мариинский театр для меня - родной дом и таким всегда останется. Сейчас, например, я веду репетиции премьеры "Сказок Гофмана" Оффенбаха в постановке Василия Бархатова, зимой полетим с труппой на гастроли в Норвегию с оперой "Путешествие в Реймс" Россини и так далее.

    РГ: Оркестр Михайловского театра достанется вам после итальянца Даниэле Рустиони и словака Петера Феранеца. Каким вы находите уровень этого оркестра?

    Татарников: Должен сказать, что Петер Феранец сделал очень большой вклад в этот оркестр. Я был изумлен, когда на премьере "Русалки" Дворжака услышал, как хорошо он стал звучать.

    РГ: Значит, вы готовы к тому, что и вас может ждать та же участь, что и ваших коллег, ушедших по тем или иным причинам из Михайловского театра?

    Татарников: Мне кажется, я был призван, чтобы остановить эту "кадровую чехарду". Сам же я не отношусь к тем, кто делает резкие движения.

    РГ: Какие у вас музыкальные амбиции? Что бы вам хотелось дирижировать?

    Татарников: Недавно я посмотрел на список опер, которыми дирижировал - их оказалось очень много даже для зрелого мастера. За моими плечами - три оперы Вагнера, "Троянцы" Берлиоза, "Аттила" Верди. Затем посмотрел на список оставшихся опер и понял, что их намного больше. Пытаясь посмотреть со стороны, я могу сравнить себя с голодным сеттером на охоте, которому хочется многого.

    Фото: РИА Новости

    Поделиться