Новости

19.12.2011 00:00

Казахстан как "мостостроитель" взаимопонимания

Двадцатый год независимости Казахстана совпал с его председательством в одной и самых крупных международных организаций - Организации Исламского Сотрудничества, объединяющей 57 государств с населением свыше 1,5 млрд человек.

Начало второго десятилетия XXI века ознаменовалось столь серьезными событиями на Ближнем и Среднем Востоке, что внимание всей планеты до сих пор приковано к этому региону. Социальные и политические волнения охватили многие арабские страны - Египет, Йемен, Иорданию, Бахрейн, Алжир, Тунис, Марокко, Ливию и даже Иран. Наиболее крупномасштабный характер антиправительственные волнения приняли в Ливии и привели фактически к гражданской войне.

Волна революционных выступлений, прокатившаяся по арабским странам, продемонстрировала всему миру, что ситуация в этом регионе все еще остается во многом неизвестной величиной, которая может резко изменить формулу взаимоотношений между Западом и Востоком, Севером и Югом, стать на долгие годы источником конфликтов и противостояний. Поэтому сейчас, как никогда, нужна трезвая оценка потенциала Арабского Востока, в частности, и исламского мира в целом, а еще больше - готовность к диалогу с ним и умение его вести. И хотя многие страны претендуют на эту ответственную и весьма почетную роль, однако, как показывают результаты подобных попыток, далеко не все получается. Слишком уникален набор качеств, который необходим для такой работы.

Он должен, как минимум, включать знание традиций Востока и современных реалий Запада, опыт руководства международными организациями и авторитет у их членов, непредвзятость и стойкость по отношению к любым попыткам навязать слабым волю сильного. Наконец, нужны свежие, яркие идеи и готовность воплотить их в жизнь, как бы критически они ни принимались поначалу.

Одно из немногих государств, отвечающих этим требованиям, - Казахстан, а человек, которому, как показало время, под силу решение подобных сложных задач, - президент Нурсултан Назарбаев. Именно он в последнее десятилетие является наиболее значимой фигурой в процессе "наведения мостов". Именно по его инициативе развитие отношений с исламскими странами входит в число приоритетов внешней политики РК.

СВМДА, ШОС, СНГ, ОДКБ, ТЮРКСОЙ, ОБСЕ - вот далеко не полный список международных организаций, в которых успешно работает Казахстан. Кроме того, Казахстану удалось создать ряд весьма эффективных механизмов, позволивших превратить многонациональность из фактора, способного дестабилизировать обстановку, в основу процветания и развития государства. Поэтому председательство Республики Казахстан в Организации Исламского Сотрудничества (ОИС), которое началось в 2011 году, было вполне логичным. Правда, надо признать, что ноша нашим соседям выпала нелегкая.

Общепризнано, что мусульманский мир - это древняя культура, огромная политическая сила, колоссальные ресурсы, но одновременно и серьезные проблемы, игнорировать которые не только непредусмотрительно, но и преступно. К сожалению, именно в зоне ОИС происходят сегодня крупнейшие военно-политические конфликты. В ряде стран в этой организации, охватывающей четыре континента, ведут деятельность международные террористические организации, группы, проповедующие радикальный исламизм. Ситуация усугубляется еще и тем, что некоторые страны ОИС, обстановка в которых сегодня весьма нестабильна, осуществляют атомные программы и даже располагают ядерным оружием. И, наконец, многие государства, которые мы традиционно относим к мусульманскому миру, испытывают серьезные экономические трудности.

Но, с другой стороны, в Северной Африке, на Ближнем и Среднем Востоке находятся огромные запасы природных ресурсов, некоторые регионы зоны ОИС демонстрируют успешное научное и индустриальное развитие. И не сотрудничать с ними было бы просто глупо. Так что вопросов много. Решить их, по мнению президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, можно, только если наладить "открытый, честный диалог между мусульманским миром и Западом".

Стоит отметить, что в активном развитии отношений с исламским миром у Казахстана есть и свой "национальный интерес". Прежде всего это вопрос безопасности. Для Казахстана первоочередной задачей остается сохранение стабильности в непосредственной географической близости и в сфере геополитических интересов РК, которая включает Центральную Азию, Афганистан, Иран, Каспийско-Кавказский регион.

Кроме того, "исламский вектор" в последнее десятилетие достаточно ярко проявился во внешней политике всех стран Центральной Азии, которые пытаются компенсировать годы изоляции, вызванной их коммунистическим прошлым. Председательство же в ОИС - это прекрасная возможность наладить полноценные отношения и с самой организацией, и с ее ведущими членами. И, конечно, существует экономический фактор. ОИС для стран Центральной Азии и для Казахстана, в частности, может стать одним из важных источников привлечения инвестиций. И многое в этом направлении уже удалось сделать.

Организация Исламского Сотрудничества - до 38-й сессии она называлась Организация Исламская конференция - существует с 1969 года. Это вторая по численности после ООН организация. Население стран - участниц ОИС составляет одну пятую человечества, рассредоточенную по трем континентам. Государства организации обладают 70% всех мировых запасов нефтепродуктов и 50% запасов газа.

"Именно нефть и газ могли бы стать главным инструментом организации в достижении заявленных политических целей, однако согласованной углеводородной политики у стран-членов ОИС не было никогда, - отмечает редактор отдела политики журнала "Эксперт Казахстан" Николай Кузьмин. - Единство, заявленное в качестве главной цели при создании организации, всегда существовало лишь в резолюциях и декларациях, которые не носили договорно-правовой характер, то есть не были обязательными для исполнения. До последнего времени ОИС оставалась фактически дискуссионным клубом исламского мира".

Однако, как подчеркивает казахстанский политолог, в последние годы в работе ОИС происходит сдвиг в сторону большей прагматичности, переориентации с жесткого противостояния неисламскому Западу на развитие сотрудничества с международными организациями во имя достижения общих целей. Следует при этом помнить, что вопреки распространенному мнению Организация Исламского Сотрудничества не преследует религиозных целей. Скорее, она представляет интересы и устремления мусульманского сообщества. ОИС руководствуется желанием поднять мусульманское сообщество на один уровень с развитыми странами и модернизировать его. Одна из ее главных задач заключается в адаптации исламского мира к вызовам XXI века, о чем, кстати, неизменно говорит и казахстанское руководство.

Так, в 2005 году на внеочередном саммите в Мекке была принята десятилетняя программа действий, в которой цели и задачи организации были приведены в соответствие с современными реалиями. В план были включены такие пункты, как права женщин, молодежи, детей и семьи в мусульманском мире, снижение бедности в Африке, права человека и надлежащее управление. Кроме того, был поставлен вопрос о повышении эффективности работы самой организации, об исполнении принимаемых резолюций. В 2008 году был принят новый устав организации, число ее целей было увеличено за счет таких, как защита прав человека, поддержка устойчивого развития и диалога между религиями и цивилизациями.

В июне 2011 году на встрече министров иностранных дел в Астане произошло переименование Организации Исламская конференция в Организацию Исламского сотрудничества. Это был не просто ребрендинг, а символ модернизации, к которой призывают и генеральный секретарь ОИК Экмеледдин Ихсаноглу, и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Определяя задачи председательства, казахстанский лидер на первое место поставил выработку общего подхода исламских государств по противодействию международному терроризму. Вторым пунктом он назвал работу по формированию зоны, свободной от ядерного оружия на Ближнем Востоке, а в перспективе - уничтожение его во всем мире. Третья инициатива президента касается участия стран ОИС в саммите G-20. Эта мера, по его мнению, "позволит странам ОИС отстаивать консолидированные позиции по важнейшим вопросам международной повестки".

При этом следует оговориться, что принятые в ОИС организационные и процедурные правила не наделяют страну-председателя мандатом выступать от имени всей организации, такие права есть лишь у генерального секретаря. Казахстанское влияние на политику ОИС проявляется не через особые институциональные полномочия страны-председателя, а через активную позицию, практические предложения по превращению ОИС из дискуссионного клуба в организацию, ориентированную на социально-экономическое развитие, способную не только обсуждать актуальные проблемы, но и принимать решения, а также исполнять их. Это отмечал и министр иностранных дел РК Ержан Казыханов, который констатировал: "ОИС стала полноценной международной организацией с сетью специализированных органов и учреждений, которая направлена на решение практических вопросов с взаимодействием между исламскими странами".

Задачи, стоящие перед ОИС, сложны, но, "наводя мосты", Казахстан никогда не останавливался на полпути. Ему предстоит очень большая работа, и она обязательно будет сделана.