Новости

20.12.2011 00:49
Рубрика: Экономика

Кошелек с видом на жизнь

Почему "нулевые годы" стали уникальными по росту доходов населения

Вот-вот останется позади первый год нового десятилетия. Он во многом продолжил те тенденции, которые были заложены в "нулевые" годы, естественно, с поправкой на мировой кризис. И все равно мы выходим из него с меньшими потерями, чем другие страны, в том числе и благодаря заложенному ранее фундаменту.

О "нулевых" в экспертном сообществе до сих пор идут дискуссии. Во время прямого разговора с премьер-министром Владимиром Путиным прозвучал вопрос: не стали ли 2000-е годы временем упущенных возможностей? "РГ" обратилась к своим экспертам с просьбой проанализировать ушедшее десятилетие.

Сегодня мы редко вспоминаем о том, что в 90-е годы страна пережила глубокий экономический кризис. Многомиллиардные долги по зарплате, задержки в выплате пенсий и социальных пособий - все это было следствием тотального разлада в экономике.

Когда экономика пошла на поправку - удалось стабилизировать рынок труда и повысить устойчивость пенсионной системы.

"В советское время стандарты пенсионного обеспечения были довольно высокими, - поясняет Валентин Роик, заместитель генерального директора Института труда и социального страхования. - Выходя на пенсию, человек получал до 50-55 процентов от своего среднего заработка - это так называемый коэффициент замещения. При этом покупательная способность средней пенсии составляла 2 -2,5 прожиточных минимума. В 1998 году средняя пенсия опустилась ниже прожиточного минимума, а коэффициент замещения упал до 20 процентов. Более 10 лет понадобилось, чтобы постепенно вытащить пенсионеров из ямы нищеты".

Все это время одной из острейших оставалась проблема "серых зарплат", с которых не уплачивались никакие социальные взносы. По оценкам экспертов, в конце 90-х годов  в "конвертах" выплачивалось до 60 процентов всех заработанных в стране денег. Пришлось перестраивать всю пенсионную систему, вводить персонифицированный учет страховых взносов, организовать рассылку "писем счастья" для работников - чтобы они могли контролировать своих работодателей. При всем при том правительство регулярно индексировало пенсии, причем, с поправкой на инфляцию.

"Все эти действия были не только оправданы, но и необходимы, - констатирует Валентин Роик. - Вплоть до 2010 года, не смотря на регулярные повышения пенсий, до 30 процентов пенсионеров получали от государства сумму ниже прожиточного минимума. В 2010 году был сделан кардинальный шаг: во-первых, проведен одномоментный пересчет пенсий с учетом "советского" стажа, во-вторых, введена социальная доплата к пенсии до уровня прожиточного минимума". Таким образом, в стране не осталось пенсионеров, чьи доходы были бы ниже черты бедности, хотя эксперты говорят о заниженных размерах этого показателя по сравнению с реальными потребностями.

В 2012 году, по оценкам Пенсионного фонда РФ, размер средней пенсии будет равен примерно 1,67 прожиточных минимума. Постоянное увеличение пенсионных трат дается непросто. Все последние годы много говорится о росте дефицита Пенсионного фонда, увеличении бюджетных вливаний, сложностях в накопительном сегменте пенсионной системы, который появился при проведении пенсионной реформы в 2002 году. "Дальнейшее продвижении потребует решения многих проблем, - комментирует эксперт. - Ситуация с теневой занятостью улучшилась, но остается все еще серьезной. Страховые взносы не платятся сегодня примерно с 20-25 процентов фонда оплаты труда. К тому же треть населения имеет низкие заработки. По нормам МОТ, минимальная зарплата не должна быть менее 50 процентов от средней. Мы в реальности имеем - около 25 процентов. Таким образом, главные направления на сегодняшний день - обеспечение роста зарплаты, дальнейший вывод их из тени, решение проблем с малым бизнесом. Параллельно предстоит решать, какой будет дальнейшая пенсионная формула, что делать со "списочниками", которые выходят на пенсию на 5-10 лет раньше".

компетентно

Евсей Гурвич, руководитель Экономической экспертной группы:

- Нулевые годы, по крайней мере до начала кризиса, были уникально благоприятными с точки зрения роста доходов населения. За девять лет реальная зарплата населения, то есть за вычетом инфляции, выросла почти в 3,5 раза, а реальные располагаемые доходы населения - в 2,5 раза.

При этом одновременно росла зарплата и в частном, и в государственном секторе. Особенно удачной для врачей-учителей была вторая половина 2000-х годов, когда сокращался разрыв между их зарплатой и средней оплатой труда в экономике. Снижалась и безработица. Если в начале 2000-х годов она превышала 12 процентов от экономически активного населения, то к моменту кризиса упала вдвое. И сейчас безработица не намного больше 6-6,5 процента, что является хорошим результатом по международным меркам даже для некризисных времен.

Но тут надо сказать, что рост доходов граждан опережал темпы роста производства. Это говорит о том, что свой вклад в это внесло и удорожание нефти. Быстрый рост потребительского спроса, подпитываемый увеличением доходов населения, затруднял борьбу с инфляцией. Но все же постепенно шаг за шагом она снижалась. В этом году можно ожидать рекордно низкого уровня роста потребительских цен, который не превысит 6,5 процента.

Но заслуга правительства не только в том, что росли доходы населения, снижалась безработица. Но и в том, что бюджетная политика не была сиюминутной, она строилась с учетом долгосрочной перспективы. Правительство не забывало об уроках 1998 года, когда обвал цен на нефть вызвал падение доходов населения на 40 процентов, девальвацию национальной валюты,   всплеск инфляции. Чтобы быть готовым к возможному ухудшению внешней конъюнктуры,  правительство откладывало часть нефтяных доходов сначала в Стабилизационном, а потом в Резервном фонде. Такая политика была непопулярна в обществе, для ее проведения в жизнь приходилось преодолевать сопротивление. За счет части нефтегазовых доходов погашался внешний госдолг, он  снизился с почти 100 процентов ВВП до шести процентов ВВП.

Опыт кризиса 2008-2009 годов показал, что такая политика была вполне оправдана. Мы видим, что многие страны, в том с числе развитые, не только пострадали от кризиса, но и столкнулись с непреодолимыми бюджетными проблемами. Для их решения они вынуждены пойти на сокращение в пожарном порядке пенсий и зарплат в бюджетном секторе. Сейчас они сталкиваются со снижением кредитного рейтинга, что делает все более дорогими заимствованиями и для государства, и для частного сектора. Мы же преодолели бюджетные проблемы сравнительно безболезненно.  Реальная заработная плата незначительно снизилась в 2009 году, но уже в 2010 году это понижение было отыграно.  Продолжается повышение пенсий. У нас по-прежнему один из самых низких уровней госдолга.

Накопленные в нефтегазовых фондах средства не только позволили выполнить все бюджетные обязательства, сохранить уровень зарплат в бюджетном секторе, увеличить уровень пенсий. Но и стали источником масштабной антикризисной программы, которая позволила сохранить рабочие места в промышленности, поддержать рынок труда, защитить от кризиса банковский сектор.

Однако сейчас перед страной стоят новые задачи. Мы не можем рассчитывать на то, что в 2010-е годы повторится уникальный рост цен на нефть. В ходе кризиса мы потратили значительную часть Резервного фонда, сохраняется высокая неопределенность в отношении цены на нефть и внешней конъюнктуры. Поэтому  нам необходимо вновь заботиться о своей макроэкономической стабильности. Нужно как можно скорее восстановить действие бюджетных правил, определяющих использование нефтегазовых доходов, разработать среднесрочную бюджетную стратегию. И сверять с ней все текущие бюджетные решения. Следует  приложить усилия для реализации программы повышения эффективности расходов, которую приняло правительство. Нужно продолжать шаг за шагом снижать уровень инфляции. Это важная макроэкономическая и одна из важнейших социальных задач.

А основным источником повышения доходов населения станет увеличение производства. Поэтому мы должны создать для него максимально благоприятные условия.  Нужно заняться проблемами, на которые указала в только что вышедшем докладе Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) - улучшением делового климата. Нам необходимо повысить норму накопления, сочетать быстрый рост потребления с активным инвестиционным процессом. Сделать нашу экономику привлекательной для отечественных и иностранных инвесторов. Необходимо снизить барьеры, создаваемые избыточным государственным регулированием. Так, по оценкам Всемирного банка, по сложности получения разрешения на строительство мы находимся на предпоследнем месте в мире. Еще одно узкое место - высокие административные барьеры для внешней торговли. Но большинство быстро растущих экономик добились этого за счет динамичного наращивания своего экспорта.