Кадровый потенциал многих моногородов уменьшился в два раза

Только при поддержке крупных компаний можно создавать планы развития моногородов, претворять их в жизнь.

Такое мнение высказал замминистра регионального развития Юрий Осинцев на "круглом столе", посвященном инновациям в кадровой политике крупных компаний. Прошел он на площадке Российского союза промышленников и предпринимателей.

Юрий Осинцев занимается проблемами моногородов не первый год, и каждый раз, когда о них заходит речь, он сетует на кадровые проблемы. Этот раз не стал исключением. Он рассказал, с каким трудом дается территориальное планирование - в стране не хватает институтов и специалистов, которые умели бы это делать. В результате работа, которая должна была быть закончена за год, растягивается на неопределенный срок. "При переходе к рыночной экономике мы упустили ряд моментов, связанных с подготовкой специалистов", - сказал он. И если ситуация не переломится, то стратегию развития страны до 2020-2030 годов будет некому реализовывать.

Сейчас, сообщил Осинцев, в России 300 моногородов. Все они сдали комплексные планы развития. Но заставить сделать их более-менее качественным было очень непросто. Работа велась практически два года. Особенно сложно для местных властей было подготовить долгосрочные планы. Получалось максимум до 2015 года. И только некоторым крупным моногородам, таким как Тольятти, Набережные Челны, Череповец, оказалось под силу составить планы до 2020 года. Опираясь на их опыт, потом справились и остальные. "Когда они сделали эту работу - сами же сказали спасибо. Она заставила по-новому посмотреть на города и перспективы их развития", - добавил Осинцев.

Какие проблемы выявила эта работа? Во-первых, стало понятно, что люди переезжают из малых городов в крупные, в районные или региональные центры. "Например, в Воркуте, Надыме кадровый потенциал за последние 20 лет сократился вдвое", - уточнил Юрий Осинцев.

Во-вторых, стало окончательно ясно, что если власть и бизнес не будут трудиться в одной упряжке, никакого развития не произойдет. Если предприятие планирует модернизацию, оптимизацию кадров, власти должны заранее знать, какое количество людей и в какие сроки будет высвобождено, какие рабочие места под них можно создать, какую инфраструктуру развить. В частности, сейчас активно обсуждаются проекты строительства скоростных железных дорог, которые позволят развить маячковую миграцию - это когда человек живет в одном городе, а на работу едет - в другой, минут 40 в одну сторону. Кроме того, крупные предприятия могут выносить на аутсорсинг часть своих работ - это позволит более эффективно расходовать средства, даст импульс развитию малого бизнеса.

Впрочем, у бизнеса есть свои вопросы и предложения государству. Например, если компания честно платит налоги, то после этого содержать социальную инфраструктуру с прибыли получается накладно. Есть и другие вопросы. Как пояснил представитель одного крупного химического предприятия Владимир Торин, компания сама начала строить моногород в Волгоградской области. Там будут построены шахта, химкомбинат, крупное производство, но, чтобы его запустить, нужны транспортная инфраструктура, жилье для работников, школы, детские сады, дома культуры, поликлиники. Компания планирует вложить в проект 80 миллиардов рублей. Но она не в состоянии самостоятельно вытянуть "социалку". А законодательство не предполагает помощь государства частникам в строительстве моногородов. "Мы нашли понимание на уровне региональной власти и минрегиона, но потратили на это два года. Если бы эти вопросы были урегулированы, бизнес проявлял бы большую активность и чаще вкладывал деньги в социальные проекты", - считает Владимир Торин.