По прогнозам Министерства транспорта России, число путешествующих по стране на автомобилях составит к 2015 году около пяти миллионов.
Цифра немалая. Но, как полагают эксперты, желающих отправиться в автомобильный вояж по нашей необъятной Родине сегодня могло быть и больше. Если бы появилась соответствующая придорожная инфраструктура, способная обеспечить максимум безопасности и комфорта для участников дорожного движения, а для транспортных средств - нормальное техническое обслуживание.
Увы, заметных улучшений в сфере придорожных сервисов пока не наблюдается. Инфраструктура, в особенности федеральных трасс, развивается медленно и хаотично, а уровень обслуживания не соответствует международным нормам.
Нередко для снижения затрат из проектов придорожных кафе, мотелей, АЗС исключаются статьи расходов, связанные с организацией и обеспечением безопасности движения. Например, не строятся стоянки, подъезды к кафе и заправкам и так далее.
На балансе федерального управления автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства находится 2191 километр федеральных автотрасс. На них расположено 424 объекта дорожного сервиса (ОДС).
- К сожалению, владельцы ОДС не всегда соблюдают требования, предъявляющиеся к их обустройству и содержанию, - говорит заместитель начальника Волго-Вятскуправтодора Ильдар Мингазов. - А ведь в пределах придорожных полос автомобильных дорог федерального значения устанавливается особый режим использования земельных участков. Строение не должно ухудшать видимость на дороге и противоречить другим условиям безопасности дорожного движения. Объекты дорожного сервиса должны быть оборудованы стоянками, а также съездами, чтобы обеспечить доступ к ним с шоссе. Более того, согласно закону, при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте АЗС, кафе или мотеля, а также установке рекламных конструкций нужно обязательно получить письменное согласие владельца автодороги. В противном случае незаконно возведенные сооружения будут снесены. В целях безопасности дорожного движения мы вынуждены обращаться с соответствующими требованиями в суды. В результате нарушители несут большие затраты на приведение своих объектов в порядок. Кроме того, с бизнесменов взыскивается госпошлина в пользу федерального бюджета и иные судебные расходы.
Так, например, предпринимателю Илнуру Юсупову из Набережных Челнов пришлось демонтировать съезды с федеральной трассы М-7 "Волга", которые были сделаны без согласования с Волго-Вятскуправтодором. К тому же на расстоянии четырех метров от проезжей части установили информационную стелу, затрудняющую видимость дороги водителям.
ООО "Фирма "Лариси-Сити" разместило рекламный билборд внутри двухуровневой транспортной развязки той же автотрассы М-7 "Волга". Арбитражный суд Татарстана обязал фирму демонтировать незаконную конструкцию.
И это не единичные факты нарушений. В числе проштрафившихся ООО "Магистраль", ООО "Сафар", кировский филиал ООО "ЛУКойл-Пермьнефтепродукт", северный филиал ООО "ЛУКойл-Северо-Западнефтепродукт" и многие другие.
По словам замначальника Волго-Вятскуправтодора, к сожалению, с момента выявления несоответствий до их устранения проходит несколько месяцев. Все это время незаконные конструкции на дороге угрожают жизни и здоровью участников движения.
На эту проблему обращает внимание и министр транспорта России Игорь Левитин. Не так давно он заявил, что количество придорожных бензоколонок в стране должно быть уменьшено в 10-15 раз. По мнению министра, плотность застройки создает опасность на дорогах, а также мешает при расширении автотрасс.