При реализации проектов ГЧП местным властям не хватает менеджеров

Местным властям не удается накопить потенциал для преодоления проблем, возникающих при реализации стратегии в некоторых ключевых областях, таких как привлечение необходимого финансирования, гибкость и маневренность их организаций, а также комплексное управление результатами деятельности и рисками. Это лишь отдельные выводы, изложенные в последнем исследовании PricewaterhouseCoopers LLP, посвященном проблемам, с которыми сталкиваются современные города и местные органы власти.

- Как показывают результаты исследования, в ходе реализации стратегических перспектив развития города местные органы самоуправления сталкиваются с недостаточной подготовкой специалистов в целом ряде областей и отсутствием у них необходимых управленческих навыков, - отмечает Хазем Галяль, руководитель международной практики PwC по работе с органами городского и местного самоуправления.

Если говорить про Россию, то очевидно, что региональные и муниципальные органы испытывают недостаток в эффективных менеджерах, обладающих опытом проектного управления и использования принципов риск-менеджмента.

- Однако это вполне закономерно, так как ГЧП только "набирает обороты". Спрос на таких профессионалов со стороны региональных и местных администраций будет расти, - уверена Анастасия Деменкова, эксперт BDO в России. - Кадровые потребности будут удовлетворяться либо за счет привлечения специалистов с рынка, либо путем повышения квалификации государственных и муниципальных служащих. Так, в ноябре 2011 года стартовали курсы повышения квалификации по теме "Формирование и развитие государственно-частного партнерства в регионах России", организованные на базе совместной кафедры Внешэкономбанка и Финансового университета при правительстве РФ. Организаторы обещают, что в ближайшем времени такие курсы будут проходить регулярно, а темы - обновляться с учетом запросов и опыта по реализации конкретных проектов.

Очень важно, чтобы во главе процесса стояли лидеры, способные воодушевить свою команду. Однако этого недостаточно для достижения поставленной цели.

- Нехватка компетенции у сотрудников муниципалитетов для проработки стратегических вопросов и запуска проектов ГЧП не является критической проблемой, - считает Моисей Фурщик, управляющий партнер компании "Финансовый и организационный консалтинг". - Эти вопросы довольно специфичны, поэтому во всем мире к их решению привлекают профессиональных консультантов, а сотрудники местных органов власти больше занимаются текущей и организационной работой. Более серьезной проблемой для запуска масштабных проектов на муниципальном уровне является сама российская бюджетная конструкция.

В подавляющем большинстве случаев доходов местных бюджетов едва хватает на реализацию самых необходимых социальных обязательств. Соответственно, на осуществление стратегических инвестиций или обеспечение муниципальных гарантий по проектам ГЧП просто нет достаточных средств.

- Именно это приводит к пассивности муниципальных властей, часто не видящих стратегических перспектив для развития, - продолжает Моисей Фурщик. - В настоящее время единственным решением этой ситуации является финансовая поддержка со стороны региона, но и это не везде возможно. Поэтому существенного повышения качества управления и инвестиционной активности на местном уровне возможно достичь только путем некоторой децентрализации бюджетной системы, необходимость которой в последнее время обсуждается.

Несмотря на это, не может не радовать тот факт, что, по данным последнего опроса руководителей местных органов управления, 69% имеют стратегическую концепцию развития своего города, а 48% отметили, что эта концепция реализуется, приносит ощутимые результаты и регулярно обновляется.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что при разработке и реализации своих стратегий местные органы управления идут по правильному пути, взаимодействуя с внешними заинтересованными сторонами. В связи с этим большинство местных органов управления сообщают о необходимости сотрудничества с частными (87%), государственными (82%) и общественными (77%) организациями для реализации своих стратегий.

Аналогичные результаты были получены из ответов на вопросы, затрагивающие сферу оказания услуг: три четверти опрошенных заявили, что в настоящее время участвуют в государственных и государственно-частных партнерствах, а 50% имеют партнерские отношения с общественными организациями. Напомним: исследование мировое и данные по России занимают лишь небольшую долю ответов. В наших регионах, к сожалению, государственно-частное партнерство развивается пока довольно медленно.

- Эффективная реализация региональных проектов ГЧП зависит от наличия адекватной законодательной основы, собственных бюджетных ресурсов и политической воли. Во многих российских субъектах приняты соответствующие законы о государственно-частном партнерстве, но, к сожалению, их положения не могут устранить "структурных" ограничений, установленных федеральным законодательством. К таковым можно отнести пресловутый порядок заключения государственных и муниципальных контрактов, трехлетний срок бюджетного планирования, правила предоставления земельных участков и многие другие. Таким образом, специфика проектов ГЧП, имеющих комплексный долгосрочный характер, пока должным образом не учтена в соответствующих законах, - отмечает Анастасия Деменкова.

По мнению экспертов, возможности региона или муниципалитета по участию в проектах ГЧП значительно снижаются в случае их дотационности. Так, бюджетный дефицит накладывает определенные ограничения по предоставлению государственных или муниципальных гарантий, которые рассматриваются частным партнером как один из самых приемлемых способов для снижения его инвестиционных рисков.

Тем не менее условия для использования инструментов государственно-частного партнерства есть, но формы и возможности для их реализации зависят от конкретных региональных задач и имеющихся ресурсов. Вместе с тем проектов ГЧП было бы намного больше, если бы в федеральном законодательстве появились специальные процедуры и положения, учитывающие особенности проектов ГЧП.

- Государственно-частное партнерство - раскрученная тема, она на слуху, но реализация партнерства в реальности сталкивается с массой трудностей. Большая проблема - отсутствие единой правовой базы, - полагает председатель Совета директоров АКГ "Градиент Альфа", председатель экспертного совета при комиссии Мосгордумы по законодательству Павел Гагарин. - Существует более 40 региональных законов, к примеру, прописывающих тонкости инвестирования в конкретном субъекте РФ, но пока нет федерального закона о ГЧП, многие проблемы не разрешимы. Без него невозможно разобраться в правовом хаосе, который порождают многочисленные подзаконные акты. Чтобы ни говорили, в России все-таки прецедентное право, и правоприменительная практика играет большую роль. Только когда будет принят федеральный закон о государственно-частном партнерстве, появится четкая картинка и выстроится юридически понятная законодательная вертикаль.