Новости

20.12.2011 00:40
Рубрика: Экономика

Дорого, темно и весело

Объем российского рынка ночных клубов достиг 600-700 миллионов долларов

Чем ближе Новый год, тем актуальнее вопрос, где его встречать. Кто-то считает, что этот праздник нужно проводить в кругу семьи, а кто-то предпочитает веселые компании. Последние часто выбирают ночные клубы - не нужно самим заниматься организацией празднества, не нужно думать о том, где разместить гостей и как их развлечь. Руководство клуба позаботится об угощении и предложит интересную развлекательную программу. Поэтому-то ночные клубы так популярны среди молодежи, хотя, по некоторым источникам, в последнее время все же наблюдается некоторое снижение популярности этих заведений.

По мнению экспертов, еще два года назад объем рынка только в столице составлял от 600 до 700 млн долл. Во время кризиса он немного упал и сейчас опять медленно пошел в гору. В Москве сегодня действуют 450-500 ночных клубов. При этом ежегодно открывается около 45 новых клубов и примерно 40 клубов закрываются. В Петербурге зарегистрировано 184 действующих ночных клуба. Там еженедельная посещаемость в наиболее успешных клубах достигает 10 000 человек.

На рынке имеется достаточно жесткая конкуренция. Основная конкурентная борьба ведется игроками за удержание своей целевой аудитории, которую составляют люди среднего класса в возрасте 18-35 лет. Более прибыльны демократичные молодежные клубы, похожие на дискотеки.

Около 50% клубов позиционируют себя как универсальные, многопрофильные заведения, которые днем работают как рестораны и кафе, а вечером еще и как дискотеки.

Целевая аудитория ночных клубов разделяется на несколько сегментов. Это студенты, люди среднего достатка и более старшего возраста и так называемая золотая молодежь, то есть элита.

По словам генерального директора Global Club Project ZONA Андрея Лищинского, такого количества клубов, как в Москве, нет ни в одном другом городе. "Рынок перенасыщен, особенно в премиальном сегменте, - соглашается с ним совладелец клуба Famous Всеволод Щербаков. - Если раньше в элитном сегменте работали два клуба, то сейчас клиентура делится уже между шестью проектами: прежней гегемонии нет. Раньше элитные клубы сами выбирали себе клиентов. Теперь же клиенты выбирают клубы".

Принято считать, что самыми доходными являются дорогие элитарные клубы, так как их посетителям приходится выкладывать круглые суммы за отдых. Однако с этим утверждением можно поспорить. По факту, самыми доходными являются клубы, рассчитанные на представителей среднего класса в возрасте от 30 до 45 лет. Основной доход в этом сегменте образуется от продажи спиртных напитков и готовых блюд. Поэтому во многих клубах на этапе face-контроля стараются отсекать людей, которые не собираются активно тратиться на еду и выпивку. Если позволяют площади, ночные клубы дополняют комплекс развлечений бильярдом и другими играми. Их наличие позволяет увеличить прибыль на 25-40%.

Молодежные клубы основную часть прибыли получают от продажи входных билетов. Одно из самых эффективных средств рекламы для молодежного клуба - распространение флаеров.

В последнее время получили распространение клубы, куда впускают бесплатно, но устанавливают более высокие цены на напитки и блюда. Андрей Лищинский очень недоволен распространением клубов с бесплатным входом. Ведь подобными повадками эти "демократы" отбивают часть клиентов у клубов, которые живут за счет продажи билетов. На Западе везде принято платить за вход. Например, в Барселоне вход в клуб стоит от 14 евро, а на Ибице - 60. По данным Step by Step, средний западный ночной клуб получает до 50% своей ежедневной выручки от входной платы.

Самая стабильная группа ночных клубов в столице - клубы-рестораны, значительную часть дохода которым, как отмечают эксперты, приносит ресторанный бизнес. По словам менеджера компании АМИКО Марии Шелестюк, такие заведения получают 30-40% выручки днем, а классические клубы, не обеспечивающие полноценного дневного обслуживания, 90% выручки делают ночью.

Открытие ночного клуба - процедура не самая простая, к тому же достаточно затратная по финансам и поэтому подойдет только тем начинающим предпринимателям, которые имеют для этого достаточный стартовый капитал. Тем не менее ночной клуб - это очень интересный и прибыльный бизнес, способный принести своему создателю весьма неплохие дивиденды.

Объем инвестиций в запуск качественного дорогого клуба в Москве аналитики оценивают на уровне 8-12 млн долларов. При этом клубы с безумно дорогими интерьерами и огромными вложениями уже не пользуются прежней популярностью у инвесторов, поскольку такой проект в нынешней ситуации попросту не окупится. Эксперты АМИКО ожидают скорее появления новых клубов экономкласса с хорошей репутацией и приличным персоналом. Именно такие заведения наиболее востребованы сегодня.

По мнению экспертов, размер первоначальных инвестиций в ночной клуб зависит от амбиций хозяина, но никак не влияет на популярность заведения. Примеров, когда на открытие клубов тратились миллионы долларов, но эти проекты так и не состоялись, довольно много. Проблема в том, что аудитория элитных заведений обычно немногочисленна. Игроки рынка склонны считать, что открытие новых дорогих клубов - довольно рискованная затея: такие клубы есть, и на всех соответствующей публики может не хватить.

Кроме того, эксперты считают, что секрет успеха клубов не в красоте отделки. Люди открывают заведение, вкладывают бешеные деньги и думают, что туда будут приходить, как в музей. Не пытаясь понять, ради чего на самом деле люди идут в клубы. По мнению экспертов, такие заведения в первую очередь продают свою атмосферу, а интерьер, блюда и напитки идут в качестве дополнения. Нет смысла вкладывать большие деньги во внутреннюю отделку помещения. Ночной клуб работает в темноте, и на стены публика не обращает никакого внимания.

По мнению экспертов, в клубном бизнесе, как и в любом сегменте рынка недвижимости, важную роль играет место расположения. Даже если вложить серьезные средства и раскручивать клуб силами профессиональных промоутеров, ничего не получится, если место "мертвое". Таких примеров масса - проекты так и не стали прибыльными именно по причине плохого расположения. Местоположение клуба считается удачным, если к нему есть удобный подъезд, клуб находится в одном из центральных районов города или у станции метро. Кроме того, помещение должно соответствовать целому ряду параметров. Например, площадь не менее 1000 кв. м, а минимальная высота потолков - 4,5-5 м. Особое внимание при строительстве клуба также надо уделять системе вентиляции.

Основная конкурентная борьба ведется игроками за удержание своей целевой аудитории, интересы которой достаточно быстро меняются и могут быть отвлечены появлением нового объекта, предлагающего какую-либо новую услугу. В связи с этим важным моментом является создание "уникального" предложения: единственный кинозал в ночном клубе, единственный вид на Кремль, единственный бассейн и т.п.

Таким образом, основным параметром конкуренции на текущем этапе развития рынка является конкуренция между концепциями заведений, что подразумевает уровень цен, стиль интерьера, направление музыки и т.п.

Один из залогов успешной работы ночного клуба - реклама. Особенно важен "рекламный этап" при открытии нового клуба, так называемая раскрутка, на которую обычно уходит от одного до нескольких месяцев.

Однако некоторые клубы принципиально не тратят деньги на рекламу и даже на вывеску, делая это также частью своей медиаполитики, в случае если им это может повредить (например, придет нежелательная публика, а свои и так все знают). Следовательно, при разработке рекламной политики ночным клубам необходимо тщательно анализировать концепцию клуба, свою целевую аудиторию и занимаемый ценовой сегмент.

По мнению участников рынка есть несколько правил, без соблюдения которых не стоит браться за создание ночного клуба. Нельзя создавать клуб и не подключать к этому людей, понимающих в шоу-бизнесе. Нельзя пытаться делать ночной клуб своими силами и не знать об этом бизнесе ничего. Нельзя строить клуб и не просчитать элементарную экономику заведения. Прежде чем создавать клуб, нужно определиться с его концепцией.

Экономика Бизнес Крупные компании Общество Ежедневник Образ жизни