Как адаптироваться в новом коллективе - советы экспертов

Начало года многие рассматривают как удобный момент для смены места работы, особенно если на прежнем месте что-то не сложилось. Но приход в новый трудовой коллектив - процесс сложный, иногда очень стрессовый. Какие факторы наиболее важны, чтобы он стал максимально успешным?

Рекрутинговое агентство Penny Lane Personnel задало этот вопрос менеджерам среднего и высшего звена. Большинство из них - 63% - считают определяющим фактором полноту предоставляемой на новом месте работы информации. Во многих компаниях создают и специальные программы адаптации новичков, что помогает повышению их работоспособности, предупреждает возможные стрессы и конфликты.

- Первый день на новом месте работы - всегда сильный стресс, - комментирует итоги опроса ведущий консультант Penny Lane Personnel Ольга Мусейчук. - Сотрудники HR-департамента должны уделить новому коллеге внимание, которое настроит его на позитивный лад, позволит минимизировать психологическую нагрузку. Но и сам новичок обязан проявить активность: познакомиться с коллегами, с объемом работы, с корпоративным кодексом. Первый день - это еще и большой поток информации, начиная с дороги в новый офис и заканчивая спецификой бизнеса. Поэтому ему необходимо максимально сконцентрироваться, чтобы понять структуру компании, стиль своего непосредственного начальника, скорость и особенности бизнес-процессов.

- Адаптация новых сотрудников очень важна, но ее формат зависит от масштаба организации, - считает Ирина Антоненко, руководитель группы подбора персонала кадрового центра "ЮНИТИ". - Если это небольшая компания, то познакомить новичка с правилами сможет ближайший коллега. В крупной организации не обойтись без специалиста по адаптации, который расскажет об основных принципах работы, взаимодействия в коллективе, покажет, где что находится, и т.п. А коллеги по отделу смогут дополнить общую информацию подробностями. На испытательный срок стоит назначить персонального наставника, к которому сотрудник мог бы обращаться по всем вопросам. Ведь новички нередко стесняются уточнить информацию у своего руководителя или коллеги, чтобы не отвлекать их, но неправильное решение, принятое по незнанию, может повлечь гораздо больший негативный эффект, чем возможное недовольство коллеги.

Как должен вести себя сам человек, чтобы быстрее и легче адаптироваться на новом месте? Стоит ли подстраиваться под общепринятый в коллективе стиль поведения или нужно сохранять собственные привычки и правила?

- Важно выдерживать баланс между тем, как принято вести себя в новой компании и как свойственно тебе, - уверена Ирина Антоненко. - Постараться установить контакт с коллегами, охотно общаться с ними, не игнорировать предложения о совместном обеде в перерыв и т.п.

Те же, кому не раз приходилось начинать на новом месте, знают секреты адаптации. Важно работать ответственно и старательно, но не проявлять излишнего рвения - слишком сильное желание понравиться всем и сразу скорее повредит. Важно не высовываться "с собственным мнением" с первых же дней, а подождать, пока выскажутся коллеги. Ни в коем случае не стоит слушать сплетни или вникать в склоки, возникшие в коллективе до прихода новичка, а тем более принимать чью-то сторону. Приветливость, готовность учиться и принимать критику, чувство юмора и терпение - все это быстро сделает вас своим в любом коллективе.