Предстоящее вступление государств - членов Таможенного союза во Всемирную торговую организацию (ВТО) выдвинуло на первый план проблему правового регулирования прав интеллектуальной собственности и введения в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности в новых экономических условиях.
В рамках ВТО для любого члена организации является важным принятие и эффективное применение полного набора хорошо урегулированных законов об интеллектуальной собственности. И это означает, что в национальном законодательстве должен быть ясно изложен полный набор прав интеллектуальной собственности. Кроме того, законодательство должно содержать всеобъемлющий набор санкций в случае нарушения таких прав. Немаловажно и то, что через членство в ВТО в законодательство государств - членов Таможенного союза может быть перенесен масштабный блок современного хозяйственного права, что может сделать его гораздо более полным, систематизированным и сопоставимым с мировым. При этом важно, чтобы рынок интеллектуальной собственности на единой таможенной территории Таможенного союза был способен воспользоваться всеми преимуществами нового торгового режима и не понес больших потерь в результате иностранной конкуренции.
Одним из базовых соглашений ВТО является соглашение ТРИПС (от англ. Agreement on Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights (TRIPS) - Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. - Прим. авт.), которое определяет такую важную особенность, как акцент на правоприменительной практике. Например, мало сказать, что "права на интеллектуальную собственность защищаются в судебном порядке", нужно еще и обеспечить высокий стандарт такой защиты от правонарушений.
Понятие "интеллектуальная собственность" наиболее полным образом раскрывается в статье 2 Конвенции об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности от 14 июля 1967 года. В ней термин "интеллектуальная собственность" используется в собирательном смысле, обозначая совокупность исключительных прав как личного, так и имущественного характера на результаты интеллектуальной и в первую очередь творческой деятельности, а также на некоторые иные приравненные к ним объекты.
Особую озабоченность в мире вызывает нарушение прав интеллектуальной собственности, связанных с производством фальсифицированных лекарственных средств и продуктов питания, с чем связаны наиболее тяжкие последствия - причинение вреда здоровью и жизни человека. Чаще других подделывают антибиотики и гормональные лекарственные средства. Из-за контрафакта фармацевтические компании ежегодно теряют миллиарды рублей, а потребители, используя бесполезные таблетки, запускают процесс лечения, и в результате обычная простуда перерастает в более серьезное заболевание, которое требуется лечить долго, затрачивая при этом большие средства. Предприниматели тех стран, которые продают на внутреннем и внешнем рынках продукцию, содержащую интеллектуальные активы, имеющие денежную оценку, испытывают острую конкуренцию и нуждаются в защите прав интеллектуальной собственности.
В связи с необходимостью унифицировать подходы к отнесению товаров к лекарственным средствам Комиссия Таможенного союза своим решением N 298 от 18 июня 2010 года утвердила план мероприятий по взаимному признанию регистрационных удостоверений на лекарственные средства производителей государств - членов Таможенного союза, произведенные в условиях надлежащей производственной практики (GMP). Согласно плану к декабрю 2012 года необходимо разработать положение по взаимному признанию результатов контроля качества лекарственных средств и проект соглашения о процедуре взаимного признания регистрационных удостоверений на лекарственные средства производителей государств - членов Таможенного союза, произведенных в условиях надлежащей производственной практики (GMP).
С вступлением в силу 6 июля 2010 года договора о Таможенном кодексе Таможенного союза заработала единая система таможенного регулирования и защиты прав интеллектуальной собственности на единой таможенной территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. В целях придания системности в правоприменении статьей 368 Таможенного кодекса Таможенного союза предусматривается возможность вступления в силу международного договора, допускающего подачу декларации в любой таможенный орган на единой таможенной территории.
С 1 июля 2011 года осуществлен перенос согласованных видов государственного контроля с российско-белорусской и российско-казахстанской границ на внешний контур Таможенного союза. Это означает, что создано единое торговое пространство, регулируемое едиными для всех участников правилами, к какому бы государству - члену Таможенного союза тот или иной субъект не относился.
В Таможенном кодексе Таможенного союза предусмотрена двухуровневая система защиты прав интеллектуальной собственности посредством таможенных реестров государств - членов Таможенного союза (национальные реестры Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации) и единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности государств - членов Таможенного союза.
В Таможенном союзе меры по защите прав интеллектуальной собственности применяются в отношении товаров, содержащих объекты авторского и смежных прав, товарных знаков и знаков обслуживания, которые по заявлению правообладателя включены в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности.
Однако такие меры не применяются в отношении товаров, которые перемещаются через таможенную границу Таможенного союза физическими лицами для личного пользования. В том числе пересылаемых в их адрес в международных почтовых отправлениях; в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита; дипломатическими представительствами; консульскими учреждениями; иными официальными представительствами иностранных государств.
Согласно решению Комиссии Таможенного союза Федеральная таможенная служба Российской Федерации является органом, уполномоченным на ведение единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности государств - членов Таможенного союза.
В единый таможенный реестр включаются объекты интеллектуальной собственности, подлежащие правовой охране в каждом из государств - членов Таможенного союза. За включение в единый реестр плата не взимается. Единый реестр является техническим документом, в котором систематизируются объекты интеллектуальной собственности, если в отношении них национальными таможенными органами принято положительное решение о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных.
Заявитель обязан представить в центральный таможенный орган государства - члена Таможенного союза документ, подтверждающий обеспечение обязательства, либо представить договор страхования риска ответственности за причинение вреда, который может быть причинен декларанту, собственнику, получателю товаров или иным лицам в связи с приостановлением выпуска товаров. В Российской Федерации сумма обеспечения обязательства или страховая сумма - не менее 300 000 рублей (Приказ ФТС РФ от 13.08.2009 N 1488). Таможенным законодательством Таможенного союза предусмотрено, что страховая сумма должна быть не менее 10 тысяч евро.
Срок защиты прав правообладателя на объекты интеллектуальной собственности устанавливается с учетом срока, указанного правообладателем в заявлении, при их включении в реестр, но не более двух лет со дня включения в такой реестр. Этот срок может быть продлен на основании заявления правообладателя неограниченное число раз, но каждый раз не более чем на два года и при условии соблюдения требований, предусмотренных 46-й главой Таможенного кодекса Таможенного союза.
В соответствии со статьями 328 и 331 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенные органы принимают меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, не включенные в таможенный реестр, который ведется данными органами в государстве - члене Таможенного союза, и не включенные в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств - членов Таможенного союза (процедура ex officio). Подобные правоотношения регулируются в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза.
Положениями этой статьи предусматривается право участников названного соглашения требовать от компетентных (таможенных) органов действовать по собственной инициативе и приостанавливать выпуск в свободное обращение товаров, в отношении которых они располагают доказательствами того, что право интеллектуальной собственности нарушается.
Рассматривая состояние законности в сфере интеллектуальной собственности на единой таможенной территории Таможенного союза, нельзя не отметить одно обстоятельство. Развитие науки и техники постоянно выдвигает в повестку дня необходимость решения все новых проблем, возникающих в сфере создания и использования новых объектов интеллектуальной собственности, или качественных изменений хорошо известных и освоенных. Поэтому нет ничего удивительного в том, что законодательство Таможенного союза по вопросам охраны и защиты прав интеллектуальной собственности находится в стадии становления. Можно прогнозировать, что усилия на проблемах обеспечения правового регулирования вопросов охраны и защиты прав интеллектуальной собственности в рамках Единого экономического пространства будут концентрироваться и далее.