Валентина Матвиенко не исключила, что закон, меняющий порядок избрания губернаторов, может быть принят уже в следующем году.
Российская газета: Валентина Ивановна, на ваш взгляд, почему предложение премьер-министра по изменению схемы избрания губернаторов прозвучало именно сейчас?
Валентина Матвиенко: Избрание главы региона прямым и тайным голосованием граждан есть одно из наиболее полных воплощений народовластия. Я сама в 2003 году в Санкт-Петербурге проходила через горнило таких выборов. По сути, это экзамен. Экзамен на аттестат политической, административной, моральной зрелости, который держишь перед всем народом. Сдав его, почувствовала себя уверенно, так как получила мандат доверия петербуржцев. Это дало возможность ставить и решать самые сложные задачи.
Тем не менее, страна была вынуждена отказаться от прямых выборов губернаторов. В недавнем телевизионном общении с гражданами Владимир Путин исчерпывающе объяснил, почему пришлось пойти на это. Лично мне добавить здесь нечего.
Другое дело опыт, через который мы прошли. На мой взгляд, ныне действующая система наделения губернаторскими полномочиями вполне оправдала себя с управленческой точки зрения. В этом плане я не вижу в ней изъянов. Но есть другой аспект. Когда граждане не участвуют непосредственно в формировании власти, между нею и народом неизбежно возникает определенное отчуждение. Контроль общества над властью ослабевает.
Все мы видим, ощущаем негативные последствия этого. Поэтому я не раз говорила о том, что со временем, по мере улучшения обстановки в стране, укрепления демократии и институтов гражданского общества можно вернуться к практике выборов губернаторов населением.
Сегодня это время настало. Оно позволяет включить в повестку дня вопрос о восстановлении прямых выборов губернаторов. Что Владимир Владимирович и сделал. В этом случае не только губернатор, не только предложившая его кандидатуру партия, не только местные элиты, а все жители региона будут чувствовать ответственность за положение дел, за результаты развития своей республики, края, области. Сами выбираете, значит, думайте, за кого голосуете, критикуйте, когда необходимо, но и помогайте губернатору, вами выбранному.
Словом, я - за предложение Владимира Путина. Считаю его своевременным и с точки зрения этапа развития, через который проходит страна, и вписывающимся в общий курс на демократизацию нашей государственно-политической системы. Но с обязательным условием - формирования четких критериев и порядка отзыва губернатора, не оправдавшего доверия.
РГ: Чем озвученная схема лучше прямой выборности губернаторов? И получит ли оппозиция реальный доступ к участию в выборах?
Матвиенко: И в той и в другой схеме - решающее слово в том, кому быть губернатором, в конечном счете, принадлежит жителям конкретного субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем введение так называемого президентского фильтра считаю оправданным. Оно позволяет практически полностью исключить попадание в число кандидатов в губернаторы лиц, скажем мягко, с не вполне безупречной репутацией. Людей, у которых, как говорят англичане, скелеты в шкафу. Будем говорить откровенно, при нынешнем уровне коррупции, активности криминалитета, направленной на проникновение в структуры государственной и муниципальной власти, фильтр, предложенный главой правительства РФ, просто необходим. Да к тому же не надо забывать, что кандидат в губернаторы должен обязательно обладать не столько опытом политическим (хотя и это необходимо), сколько управленческим и хозяйственным. Поэтому далеко не каждый самовыдвиженец годится для этого.
Теперь об оппозиции. Владимир Владимирович четко сформулировал: все партии, прошедшие в региональный парламент, предлагают президенту РФ свои кандидатуры, подчеркиваю, все. В том числе и оппозиционные партии. В принципе нельзя исключать, что президент включит в список, выносимый на народное голосование, кандидатуру от оппозиции, а большинство избирателей именно за нее проголосует. У нас и сейчас есть губернаторы, которые не являются членами "Единой России". С введением выборности их может стать больше. Усиление конкуренции на политическом поле стране только на пользу.
РГ: Когда возможно введение новой схемы выборов губернаторов? И не получится ли так, что предложений будет так много, что эта идея будет "заиграна"?
Матвиенко: В том, что идея, как вы сказали, не будет заиграна, можно не сомневаться. Что касается сроков. Владимир Владимирович изложил концепцию будущего закона. Ее предстоит превратить в законопроект, который, по моему мнению, хорошо бы вынести на публичное обсуждение. После этого документ поступит на рассмотрение Государственной Думы, а затем в Совет Федерации. Путь, как видите, не прямой. Иные законопроекты преодолевают его годами. Однако в данном случае речь идет о законе, потребность в котором особенно велика. Парламентарии его мариновать, я уверена, не станут. Вообще, я не вижу в стране политических сил, заинтересованных в его торпедировании. Поэтому не исключаю, что закон может быть принят в следующем году.
РГ: Есть ли у Совета Федерации предложения по наполнению той схемы, которую предложил премьер?
Матвиенко: Конкретные предложения появятся, можете не сомневаться.
РГ: Насколько эта реформа повлияет на региональную политику (усиление губернаторов, большая самостоятельность) и можно ли говорить, что эта идея ложится в концепцию децентрализации полномочий?
Матвиенко: Несомненно, в концепцию децентрализации предложения Владимира Владимировича вписываются органически. Потому что увеличение финансовых ресурсов и расширение полномочий субъектов РФ, в чем, собственно, и состоит суть децентрализации, естественно, предполагает и возрастание степени ответственности губернаторов за результаты своей деятельности. Поверьте моему опыту, ничто так не повышает ответственности губернатора, как боязнь не оправдать доверия людей, которые за тебя голосовали.
Кстати
Совет Федерации на ближайшем заседании 27 декабря одобрит соглашение о новых границах Москвы. Об этом сообщил председатель Комитета по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Степан Киричук. По его словам, в Совет Федерации уже представлен пакет необходимых документов: соглашение между губернатором Московской области и мэром Москвы, решения представительных органов 21 муниципального образования, которые примкнут к столице, а также данные соцопросов, подтверждающие активную поддержку со стороны жителей Подмосковья.