Новости

20.12.2011 00:43
Рубрика: Экономика

Ударили по пиву

Алкогольный техрегламент заставил лоббистов напрячься
Текст: Павел Толстых (руководитель Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти)

Сегодня последний день процедуры публичного обсуждения единого технического регламента Таможенного союза "О безопасности алкогольной продукции". Принятие практически любого нормативного акта в области отраслевого регулирования приводит к оживлению лоббистов, которые пытаются в наилучшем свете отразить интересы своих отраслей и корпораций. За любой лоббистской кампанией стоят конкретные группы влияния, чья деятельность в коридорах власти может привести к потере или приобретению доли рынка, изменению структуры затрат и прибыльности.

Регламент - чрезвычайно важный документ, так как он определит технические требования, предъявляемые к производству всех известных алкогольных напитков, находящихся в обороте в России, Белоруссии и Казахстане. И, естественно, в зависимости от критериев данных требований напрямую зависит доходность не только отдельных компаний, но и отраслей экономики и даже целых стран ТС. Возьмем, к примеру, такую вроде незначительную норму проекта технического регламента, как запрет на продажу алкогольной продукции в пластиковых бутылках, так называемых ПЭТах. "Производство и оборот алкогольной продукции в пластиковой потребительской упаковке (потребительской упаковке на основе полиэтилена, полистирола и иного полимерного материала) не допускается", - значится в тексте документа.

По мнению пивоваров, за появлением этой нормы стоят производители крепкого алкоголя, для которых пиво является конкурирующим товаром. Связь здесь прямая - чем хуже пиву, чем дороже оно стоит, тем лучше производителям крепкого алкоголя. Для рядового потребителя вопрос выбора здесь стоит примерно так: взять ли ему две бутылки пива по 50 рублей или одну бутылку водки за 130 рублей. При росте цены пива очевидно выбор склоняется в сторону последнего варианта, особенно учитывая предельно низкую стоимость водки в России по сравнению с другими странами.

Ситуацию для пивоваров осложняет еще то, что курирующим разработку документа от российского правительства федеральным органом власти является Росалкогольрегулирование, куда пивоваров не пускают на пушечный выстрел - это ведомство исторически системный сторонник производителей водки. В итоге за пивоваров вступилась лишь российская антимонопольная служба, которая в ноябре этого года направила в правительство отрицательный отзыв на проект техрегламента, найдя в инициативах Росалкогольрегулирования ущемление конкуренции и излишние преференции производителям упаковки из стекла и алюминия.

По оценкам экспертов, российские продажи пива в денежном выражении в 2010 году составили около $6,6 млрд. На производство пива в ПЭТ приходится 48,98% всей продукции в натуральном выражении. Объем рынка ПЭТ-упаковки оценивают в $1,5 млрд в год, из них около 30% приходится на пивную отрасль.

Перед тем как перейти к разбору других участников лоббистской кампании, рассмотрим, как интересы по поводу рассматриваемой нормы сталкиваются на уровне ТС. Для лоббистов это чрезвычайно важно, так как итоговый документ будет утверждаться общим решением всех стран - участниц союза. Для Белоруссии инициативы российского Росалкогольрегулирования неприемлемы, так как около 80% пивного рынка страны занимает продукция, упакованная в ПЭТ-тару. Таким образом, если норма останется в техрегламенте, белорусским пивоварам придется перепрофилировать свои производственные площадки, на что в итоге, по оценкам белорусских экспертов, может уйти до $450 млн. Казахстану запрет ПЭТ-тары как раз на руку, так как в этой стране еще с конца 1990-х годов действует запрет на продажу пива в "пластике". Следовательно, тактика производителей крепкого алкоголя и пива, а также сочувствующих им лоббистов из других отраслей заключается в поддержке чиновников разных стран при последующих в 2012 году переговорах на уровне правительств.

Неочевидным участником непростых взаимоотношений производителей пива и крепкого алкоголя являются международные корпорации "Кока-кола" и "ПепсиКо", причем на стороне последних. Подсчитано, что для подростков в возрасте до 18 лет пиво и газировка являются товарами-заменителями. Именно поэтому выгодной стратегией для этих корпораций является способствование максимальному ухудшению положения пивоваров в странах присутствия - от повышения налогов до ограничения продаж и распространения. Другими интересантами являются российские финансово-промышленные группы вроде "Базового элемента" и химического гиганта "СИБУР". Для первого запрет ПЭТ-тары выгоден, так как это приведет к росту продаж упаковки пива в алюминиевой банке. Однако для производителей заготовок для пластиковых бутылок вроде упомянутого "СИБУРа", если норма вступит в силу, доходность снизится на 30%, так как пивовары являются значимыми потребителями их продукции. Часто даже незначительное изменение в области отраслевой регуляторики, словно цепная реакция, приводит к возникновению лоббистских интересов в самых отдаленных и порой не связанных отраслях, которые выстраиваются в коалиции, влияя на итоговое решение. При этом интересы непосредственных участников политического торга могут отходить на второй план, становясь второстепенными, уступая место интересам более весомых лоббистов. Чье политическое влияние окажется сильнее, покажет ближайшее время.

Экономика Товары и цены Алкоголь и табак