19.12.2011 23:41
    Поделиться

    Трансбалканский проект с участием России остановлен

    Фактически сорван один из крупнейших зарубежных проектов России, который должен был обеспечить беспрепятственные поставки российской нефти в Средиземноморье. Министерство иностранных дел России получило официальное уведомление болгарской стороны о ее намерении выйти из совместного проекта нефтепровода Бургас - Александруполис. На конец ноября долг Болгарии по проекту Бургас - Александруполис составлял 6,2 миллиона евро. Кроме того, по просьбе Греции отменено заседание наблюдательного совета по этому проекту в Амстердаме, которое должно было состояться 14 декабря.

    Причина этих событий в том, что Болгария в начале декабря официально отказалась от создания упомянутого нефтепровода. Это усилит зависимость России от транзита через Турцию. Потери же российской стороны от вводимых с 1996 года ограничений на грузовое, особенно танкерное, судоходство в турецких проливах превысили, по разным оценкам, 8 млрд долл.

    Позиция Софии, как отмечают балканские СМИ, может быть обусловлена давлением на Болгарию со стороны влиятельных кругов Турции, США и ЕС, не заинтересованных в беспрепятственном транзите российской нефти в Средиземноморье. Другой фактор - конкуренция за транзит каспийской нефти. Она вывозится не только через Босфор - Дарданеллы из российских портов Новороссийск и Туапсе, но и через турецкий порт Джейхан - по нефтепроводу через Грузию и Восточную Турцию, причем в обход России и тех проливов.

    Чтобы обойти их, в середине 1990-х был разработан проект транзита "черного золота" по 300-километровому трубопроводу из черноморского порта Болгарии (Бургас) в средиземноморский порт Греции (Александруполис) мощностью до 50 млн т в год. Нефть в эту артерию планировалось доставлять из Новороссийска и Туапсе. А трехстороннее соглашение по этому маршруту подписано 15 марта 2007 года. Согласно документу в компании Trans-Balkan Pipeline 51% акций у России; Болгария и Греция разделили поровну оставшиеся 49%. Но София затягивала свое участие в проекте, в том числе финансовое.

    А Турция, чтобы усилить транзитную "привязку" России, недавно предложила РФ проект 55-километрового нефтепровода вдоль западного берега Босфора. Этот проект Анкара лоббировала еще в 1970-х и начале 1980-х гг. Но Москва аргументировала свою позицию тем, что новый канал в буквальном смысле упрется в длинный и узкий пролив Дарданеллы. Поэтому вопрос перегруженности Босфора сместится южнее. Напомним, что с 1960-х годов до трети объема отечественной нефти, поставляемой на экспорт, перевозится через Босфор - Дарданеллы. Этот фактор влияет на экономические и политические позиции в черноморско-балканском регионе.

    Напомним, что первый проект по обходу Босфора - Дарданелл разработан в СССР в конце 1960-х годов: это был трубопровод Варна (Болгария) - Скопье (Югославия) - Влёра (адриатический порт Албании). Также обсуждался проект советско-болгарско-югославского нефтепровода к портам Черногории или Боснии и Герцеговины. Но они из-за политических причин не были реализованы.

    Поделиться